|
|
КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ
"МЕРКУРИЙ" ("MERCURY")
из Энциклопедии чудес,
загадок и тайн
КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ "МЕРКУРИЙ"
("MERCURY") — серия американских одноместных
пилотируемых космических кораблей, на которых были
выполнены первые в США
полеты человека в космос. Разработка "М." начата
фирмой McDonnell Douglas в
1958 г., в рамках предложенной бригадным генералом ВВС Д.Фликинджером
программы MISS ("Человек в космосе как можно
быстрее"). С 25 апреля 1961 г.
осуществлено 4 беспилотных пуска. С 5 мая 1961 г. совершено
2
суборбитальных, а с 20 февраля 1962 г. по май 1963 г. — 4
орбитальных
пилотируемых полета. Результаты программы использованы при
создании КК
"Geminy".
"М." состоит из спускаемого аппарата (СА),
включающего парашютный отсек и
кабину астронавта. Стартовая масса "М." — 1930
(по другим данным — 1300)
кг, длина — 2900(2700) мм (с обтекателем антенны и ТДУ -
3342 мм, с
системой аварийного спасения (САС) — 7914 мм), максимальный
диаметр — 1892
мм, минимальный — 660(813) мм, объем гермоконтура — 1.5 куб.м,
в том числе
свободный — 1 куб.м.
СА многослойной конструкции, из двух слоев титана толщиной
по 0.25 мм.
каждый; передняя и задняя переборки выполнены из
однослойного титана
толщиной 0.25 мм; внешняя теплозащита (излучающего типа)
сделана из
никелевого сплава Rene-41 толщиной 0.4 мм; для
теплоизоляции применено
керамическое волокно (фиброкерамика); теплозащитный экран
выполнен из
многослойного стеклопластика, парашютный отсек — из
бериллия толщиной 5.5
мм; иллюминатор трапецевидной формы сделан из кварцевого
стекла.
СА имеет два люка: штатный, трапецевидной формы, в боковой
поверхности, и
аварийный, круглый, в переднем днище (выход через
парашютный отсек, при
этом отодвигается правая часть приборной доски,
демонтируется передняя
стенка кабины, выталкивается парашютный контейнер и
раскрывается
спасательный плот).
Блок РДТТ САС закреплен на специальной ферме перед
парашютным отсеком и
сбрасывается перед выходом на ОЗО; парашютный отсек -
цилиндр диаметром
660(по другим данным — 813) мм размещен на малом днище
усеченного конуса с
углом раствора 55 град. — кабины астронавта; на переднем
днище парашютного
отсека под обтекателем в форме усеченного конуса размещены
антенны и два
датчика горизонта.
Двигательная установка включает 3 тормозных РДТТ тягой 4500
Н и 18
двигателей ориентации тягой от 4.5 до 110 Н (в том числе 6
— ручного и 12 -
автоматического управления), работающих на перекиси
водорода.
Энергопитание обеспечивают аккумуляторные батареи, 3 по 3 квт/ч.
и 2 по 1.5
квт/ч.
Система ориентации и навигации инерциальная, кроме того,
используются
ИК-датчики горизонта. Возможна визуальная ориентация по
линии горизонта при
выдаче тормозного импульса, по маркерам на иллюминаторе
фиксируются
отклонения по тангажу на 34 град. и крену.
Охлаждение атмосферы кабины при помощи хладагента в газожидкостном
теплообменнике. Охлаждение скафандра прокачкой кислорода. В
кабине
поддерживается чисто-кислородная атмосфера с давлением 38
кПа, температура
в кабине — 10-27 (по другим данным — 27-38) град.C. Запас
кислорода на 28
часов (3.6 кг) хранится под давлением 51 МПа.
Система связи работает в метровом и дециметровом
диапазонах. В командной
радиолинии применены УКВ-передатчики FRW-2. Система посадки
включает
ленточный тормозной парашют диаметром 1.8 м (вводится на
высоте 6300 м) и
основной парашют диаметром 19.2 м (вводится на высоте 3000
м). Вертикальная
скорость в момент касания — 9 м/с, посадка на воду.
Для аварийной посадки на грунт предусмотрен деформируемый
амортизатор
(цилиндр высотой 1220 мм и диаметром 1780 мм из стеклоткани
толщиной 1.016
мм с гибким стальным каркасом). Для облегчения поисков СА
после посадки в
океане применяется ультразвуковая акустическая сигнальная
бомба SOFAR. При
полетах по суборбитальной траектории запуск "М."
осуществлялся РН
"Redstone", при космических полетах — "Atlas-D".
|
|
|
|