|
|
МЕТАФИЗИКА
из Энциклопедии чудес,
загадок и тайн
МЕТАФИЗИКА — наука о сверхчувственных принципах и началах
бытия.
Употребляется и как вполне современный синоним
"философии". Термин ввел
Андроник РОДОССКИЙ — систематизатор сочинений Аристотеля. В
Античности и
Средние века метафизика прежде всего рассматривала вопросы
бытия. Как
самостоятельный метод метафизика появляется у Платона. Это
тип знания,
восходящий от эмпирической реальности к бестелесным
сущностям (идеям).
Аристотель в своей классификации наук первое место отводит
науке о бытии и
причинах всего сущего. Метафизика — самая ценная из наук.
По Аристотелю
метафизика не средство, а цель жизни, источник наслаждения.
В Средние века метафизика рассматривалась как высшая форма
рационального
познания бытия, подчиненная сверхразумному знанию, данному
в откровении.
Средневековая метафизика дала детальную трактовку таких
проблем, как
отношение свободы и необходимости, природы общих понятий. В
эпоху
Возрождения господствует пантеистическая натурфилософия, а
метафизика
практически не развивается. В Новое время метафизика
выходит из границ,
очерченных теологией и делает объектом своего исследования
природу,
испытывая большое влияние естествознания. В этот период
внимание метафизики
сосредоточено в основном на вопросах гносеологии. Развитие
этой науки
связано с именами Декарта, Спинозы, Лейбница. В эпоху
Просвещения
метафизика подвергается критике со стороны механистического
материализма.
Кант критиковал догматичность метафизики прошлого. Гегель
противопоставил
метафизику и диалектику как два противоположных метода. Во
второй половине
19 века начинается отрицательное отношение к этой науке.
Появляются течения
антиметафизики: волюнтаризм Шопенгауэра, религиозный
иррационализм
Кьеркегора, материалистический антропологизм Фейербаха. С
критикой
метафизики выступили позитивизм и неокантианство. В этот
период отстаивают
метафизику пожалуй только неотомисты. Но затем положение
меняется.
Метафизика опять начинает развиваться, о ее важности
говорят философы
различных школ и течений, кроме только крайних
позитивистов.
В русской философии (например, в работах Соловьева)
метафизика
рассматривается как всеединство, возможность выхода в
запредельные сферы. В
современной философии метафизика — это двусторонняя связь,
передача
духовных ценностей в другие сферы знаний и наоборот.
|
|
|
|