|
|
ПОЛЕТ ВНУТРИ
ГОРОДА-ПРИЗРАКА
из Энциклопедии чудес,
загадок и тайн
ПОЛЕТ ВНУТРИ ГОРОДА-ПРИЗРАКА — чрезвычайно редкое
аномальное явление,
оптический обман, возникающий во время особых условий
ночного полета в
атмосфере. В качестве наиболее подробного его описания
можно привезти
выдержку из воспоминаний космонавта С.Кричевского,
столкнувшегося с этим
явлением в конце апреля 1982 года неподалеку от города Кулебаки
в
Горьковской (Нижегородской) области.
"...Ночь, внутримассовая грозовая деятельность в
сплошной облачности. Идут
полеты. Я — советский военный летчик, пилотирую одноместный
боевой
самолет-истребитель МиГ-23п ("перехватчик")
авиации ПВО. Учебное задание:
полет на "перехват" воздушной цели, а потом в
качестве "цели" в облаках.
Сильная и резкая болтанка на большой высоте (8000 м) как
кувалдой бьет по
телу, слитому с крылатой машиной, периодически приводя к
забросам
перегрузки до 4 единиц. Земли не видно: сплошная
облачность. Маневрируя,
атакую "цель" — своего же товарища, летящего на
таком же, как я, самолете.
Удовольствие от ощущений, вызываемых этаким
"рваным" полетом в болтанку
ночью, ниже среднего, но задача успешно выполнена. Теперь
сам буду за
"цель". Снижаюсь на малую высоту около 1000 м.
Скорость 800 км/ч по
прибору. Здесь спокойно, болтанки нет, полет гладкий, как в
масле. Светятся
приборы, табло и лампочки. А за бортом сплошная темнотища.
Все внимание -
приборам.
Вдруг боковым зрением справа и слева на остеклении кабины
замечаю свечение
и мелькание каких-то объектов, необычных для полетной
ситуации. Взгляд и
внимание автоматически концентрируются на них в попытке
поиска источника и
причины возникновения необычных светящихся прямоугольников.
С таким
явлением сам ни разу не встречался и никогда о подобном не
слышал. Впереди,
как бы из бесконечности, возникают светящиеся точки. Из
них, как из
перспективы, начинают появляться ряды растущих
прямоугольников: по
несколько рядов слева и справа по полету, как будто мчишься
по городу на
уровне 5-го или 10-го этажа высоченных (этажей по 20-30)
домов, у которых
светятся все окна. Видны только окна, правильными
горизонтальными и
вертикальными рядами светящихся белых
контуров-прямоугольников, которые на
траверзе справа и слева достаточно велики, как будто до них
метров 100-200,
не более. И проплывают со скоростью очень быстро мчащегося
автомобиля
(около 150-250 км/ч, что существенно медленнее, чем реально
имеет в
воздушном пространстве мой самолет), исчезая из бокового
поля зрения. А по
сторонам, летя навстречу из бесконечности, появляются,
растут и также
исчезают новые ряды окон. Невольно смотрю вниз, по сторонам
и вверх, над
собой. Внизу ряды кончаются на обрезах стекла фонаря кабины
самолета,
которое обрамлено металлическим каркасом из дюралюминия.
Земли не видно:
внизу тьма. А вот наверху — сплошные окна: как будто арка,
разграфленная
рядами окон по всей поверхности. Смотрю вперед — это
тоннель, вся
внутренняя видимая поверхность которого как движущаяся и
растущая система
окон.
Ощущение полета внутри города-призрака между домов, которые
сходятся аркой
вверху. Рисунок ее внутренней поверхности напоминает
известную арку Зимнего
Дворца в Санкт-Петербурге. Так длилось минут пять или
десять. Полнейшая
иллюзия ночного города. При небольших доворотах ничего не
меняется,
"тоннель" так и возникает впереди и исчезает вне
пределов бокового зрения.
Приборы показывают те же параметры полета: высота 1000 м,
скорость 800
км/ч. Пытаюсь экспериментировать. Меняю скорость: добавил
обороты
двигателю, — через несколько секунд все исчезло на скорости
около 840 км/ч.
Пропал город-призрак, вновь сплошная темнота. Уменьшаю
скорость до
исходной. Все восстановилось: опять возник город-тоннель,
над головой -
арка. Такой же эффект повторился при уменьшении скорости, а
также и при
изменении высоты на 300 м вверх на постоянной скорости
(вниз, ниже 1000 м
нельзя — меня сзади снизу "атакуют", — я
"цель"). Восстанавливаю высоту.
Все возвращается: окна, арка, тоннель. Значит,
город-призрак существует
только в этом слое, на этой скорости и высоте.
Внимательно смотрю на стекло, перемещая взгляд от
направления справа-сзади
вперед. И только теперь замечаю, что ряды окон
"выходят" из точек, лежащих
на металлическом переплете фонаря. Скорее всего это
зазубрины на металле, с
которых так феерически правильно, стройными рядами
увеличивающихся "окон"
стекает статическое электричество, и, растекаясь по внешней
поверхности
стекла, создает это необыкновенное зрелище..." После
того, как с командного
пункта передали приказ изменить режим полета, и МиГ-23п
повернул на
аэродром — все видение электрического города-призрака
исчезло.
|
|
|
|