В
1850 году, прорубая дорогу через
густые камбоджийские джунгли,
французский миссионер Шарль Эмиль
Буйво наткнулся на развалины
большого древнего города. Среди
них возвышались руины Ангкор-Вата,
одной из величайших в мире
религиозных святынь. Буйво писал; «Я
обнаружил величественные
развалины — все, что осталось, по
словам местных жителей, от
королевского дворца. На стенах,
покрытых резьбой снизу доверху, я
увидел изображения батальных сцен.
В сражении участвовали люди верхом
на слонах, одни воины были
вооружены дубинками и копьями,
другие стреляли из луков сразу
тремя стрелами».
Десять
лет спустя французский натуралист
Анри Муо прошел по маршруту Буйво и
был в не меньшей степени поражен
тем, что открылось ему на прогалине
среди джунглей. Он увидел больше
сотни ватов, или храмов, самые
древние из которых относились к IX
веку, а самые поздние — к XIII. Их
архитектура менялась вместе с
религией, от индуизма к буддизму.
Перед взором француза оживали
сюжеты из индуистской мифологии.
Статуи, рельефы и резные украшения
изображали танцующих девушек,
императора верхом на слоне,
ведущего в бой свои войска, и
бесконечные ряды невозмутимых
Будд. Взволнованные сообщения Муо
вызвали множество вопросов: кто
построил этот великолепный город и
какова была история его расцвета и
упадка?
Самые
ранние упоминания об Ангкоре в
камбоджийских летописях относятся
лишь к XV веку. После открытия Муо
началось изучение неизвестной
ранее древней цивилизации.
Развалины
Ангкора лежат приблизительно в 240
км к северо-западу от столицы
Камбоджи (бывшей Кампучии),
Пномпеня, неподалеку от большого
озера Тонле-сап. В 1000 году, в период
наивысшего расцвета, город занимал
территорию в 190 км2, а это означало,
что он был крупнейшим городом
средневекового мира. На обширном
пространстве его улиц, площадей,
террас и храмов трудилось 600 000
человек, а в окрестностях города
проживало еще не менее миллиона.
Жителями
Ангкора были кхмеры,
исповедовавшие одно из
направлений индуизма,
принесенного в Юго-Восточную Азию
индийскими купцами в I веке н.э.
Ученые до сих пор недоумевают по
поводу отсутствия каких-либо
доказательств существования
городов или поселков на этой
территории вплоть до VII века н.э.,
хотя к 1000 году до н.э. она уже была
густо заселена и технически
развита. После этой даты наступает
настоящий расцвет кхмерской
цивилизации. Ангкор — это высшее
проявление гения народа,
оставившего потомкам изумительные
произведения искусства и
архитектуры, которыми будут
восхищаться еще многие поколения
людей.
Кхмерские
документы были написаны на
недолговечных материалах — на
пальмовых листьях и коже животных,
поэтому со временем они
рассыпались в прах. Вот почему,
чтобы собрать сведения об истории
города, археологи обратили
внимание на высеченные в камне
надписи, их насчитывается более
тысячи. Большинство из них сделаны
на кхмерском языке и на санскрите.
Именно из этих надписей удалось
узнать, что основоположником
кхмерской государственности был
Джайявар-ман II, освободивший свой
народ от власти яванцев в начале IX
века. Он поклонялся Шиве и основал
культ правителя-бога. Благодаря
этому его земная власть была
подкреплена созидательной
энергией Шивы.
игры game фото авто знаменитости книга видео секреты
Город
Ангкор («ангкор» по-кхмерски и
означает «город») стал гигантским
мегаполисом, размером с
современный Манхэттен. Зданием,
намного превосходящим красотой
другие, был Ангкор-Ват, построенный
Сурь-яварманом II в начале XI века.
Ангкор-Ват представлял собой и
храм, и усыпальницу и был посвящен
индуистскому богу Вишну. Он
занимал территорию около 2,5 км2 и,
очевидно, был крупнейшей из когда-либо
построенных религиозных святынь.
Башни храма высоко поднимались над
зарослями джунглей.
Ангкор
был процветающим городом.
Плодородная почва давала три
урожая риса в год, озеро Тонлесап
изобиловало рыбой, а густые леса -
тиковой и другой древесиной,
необходимой для настила полов в
храмах и строительства галерей.
Столь большие запасы пищи и
строительных материалов делают
еще более непонятными причины
упадка Ангкора. Почему этот
некогда великолепный город
превратился в заброшенные
развалины ?
Для
объяснения этого феномена были
выдвинуты две теории. Согласно
первой, после разграбления Ангкора,
учиненного в 1171 году воинственными
соседями кхмеров чамами,
Джайяварман VII потерял веру в
защитную силу индуистских богов.
Кхмеры стали исповедовать одну из
форм буддизма, отрицающую насилие
и провозглашающую пацифистские
принципы. Смена религии привела к
тому, что напавшее на Ангкор
тайское войско в 1431 году встретило
слабое сопротивление.
Вторая,
более фантастическая версия
восходит к буддийской легенде.
Кхмерский император был так
оскорблен сыном одного из жрецов,
что приказал утопить мальчика в
водах озера Тонлесап. В ответ
разгневанный бог вывел озеро из
берегов и сокрушил Ангкор.
В
наши дни неумолимо наступающая
растительность джунглей разрушает
ангкорские комплексы, его каменные
строения покрыты мхами и
лишайниками. Еще более пагубные
последствия для памятников имела
война, ведущаяся здесь в течение
двух последних десятилетий, а
также разграбление храмов ворами.
Похоже, что это уникальное место
находится под угрозой полного
исчезновения.
|