Кельты
верили в существование загробной
жизни и считали, что их святые и
герои после смерти отправляются на
идиллический остров Авалон.
Поэтому, когда историк XII века
Джеффри Монмутский писал свою «Историю
королей Британии», ему пришла
мысль поместить туда и кельтского
героя короля Артура. У Джеффри
смертельно раненный Артур был
увезен на Авалон, где его сестра
фея Моргана пообещала излечить
короля, если он навсегда останется
с ней.
К
тому же легенда об Артуре
утверждала, что однажды он
вернется, чтобы освободить
валлийцев от ига английских
государей — в конце концов, разве не
был он когда-то королем, почему бы
не стать им и в будущем? Летописец
Уильям из Малмсбери, подобно
многим другим ранним толкователям
легенды, в 1125 году писал, что могилы
Артура «нигде нет, а старинные
баллады рассказывают небылицы о
его возвращении».
В
XII веке английские короли
неоднократно сталкивались с
сопротивлением валлийцев, которые
продолжали верить в то, что Артур
вернется с Авалона и прогонит
угнетателей. Король Генрих II из
династии Плантагенетов решил, что
было бы разумно отыскать могилу
Артура и наглядно доказать
валлийцам, что их герой умер, и тем
самым раз и навсегда развеять
надежды на его возвращение.
Генриху сообщили, что Артур,
возможно, захоронен в Гластонбери,
и он поручил аббату местного
монастыря начать поиски могилы.
Монастырь
в Гластонбери был основан в 705 году,
а в Х веке перешел бенедиктинскому
ордену. В 1184 году аббатство сгорело
и Генрих II начал его
восстанавливать. Но в 1189 году
король умер, и вскоре после этого
монахи приступили к поискам
останков короля Артура, надеясь
таким образом выйти из финансовых
затруднений и принести монастырю
известность и богатство.
Результаты
поисков превзошли все ожидания для
тех, кто стремился связать легенду
с реальностью. Работы проводились
без излишней огласки, пока на
глубине 2 м наконец-то не было
обнаружено то, что монахи искали, -
каменная плита и свинцовый крест с
надписью по латыни: «Hie jacet sepultus
inclitus rex Arturius in insula Avalonia» («Здесь,
на острове Авалон, покоится
прославленный король Артур»). Еще
глубже находилась дубовая колода,
выдолбленная в форме гроба, а
внутри два скелета — один большой,
со следами тяжелого удара на
черепе, а второй поменьше, с
локоном светлых волос. Разумеется,
трудно было не признать в них
останки короля Артура и его жены
Гиневры...
В
1287 году при подавлении восстания
валлийцев король Эдуард I приказал
извлечь кости Артура и выставить
их на всеобщее обозрение как
свидетельство безвозвратной
кончины легендарного героя. После
этого останки были захоронены в
гробнице перед главным алтарем
монастырской церкви. Там они и
оставались вплоть до закрытия
монастыря в 1539 году.
Конечно,
есть искушение предположить, что
вся эта история с обнаружением
праха Артура была подстроена
аббатом, чтобы собрать средства на
восстановление монастыря
Гластонбери. Однако ряд
археологических находок
свидетельствует в пользу ее
подлинности. В 1934 году на месте
главного алтаря были обнаружены
остатки второй пустой гробницы, и
теперь там стоит мемориальная
доска. Вторые раскопки под
руководством Рали Рэдфорда в 1962
году обнаружили первоначальную
могилу и подтвердили, что некогда
там существовало углубление,
однако никаких следов останков
найдено не было. Расположено это
место примерно в 15 м от южного
входа в придел церкви Пресвятой
Девы.
Свинцовый
крест, обнаруженный монахами на
могиле, также вызывает немало
сомнений. Существует несколько
различных вариантов надписи на
кресте, который исчез более 200 лет
назад. Согласно первым описаниям, в
надписи на кресте упоминался не
только Артур, но и Гиневра, однако
на изображении креста, приведенном
в историческом труде Уильяма
Кэмдена «Британия», изданном в 1607
году, ее имя отсутствует.
Одно
время считалось, что крест был
изготовлен монахами в 1190 году,
однако в это трудно поверить. Во-первых,
примитивный графический характер
надписи указывает на ее более
раннее происхождение, а латинский
вариант имени Артур («Arturius») в
тот период уже вышел из
употребления и встречается лишь в
одном документе VII века. Так что
если это и была подделка, то
исключительно тщательно и искусно
выполненная.
Дальнейшая
судьба креста также окружена
тайной. Известно, что он хранился в
монастыре вплоть до его закрытия, а
200 лет назад им владел один из
священнослужителей собора Уэллз.
Если крест будет в конце концов
обнаружен, это наверняка послужит
началом новой серии споров о
короле Артуре.
Гластонбери
всегда был окружен мифами и
легендами. В дохристианские
времена на скалистой вершине холма
Гластонбери совершались языческие
ритуалы, а раскопки позволили
обнаружить следы христианских
построек, существовавших еще до
появления монастыря в 705 году.
Считается, что первым
проповедником Евангелия и
основателем древнехристианской
церкви в Англии был Иосиф
Аримафейский, богатый и знатный
член синедриона и тайный ученик
Христа, который, испросив
разрешения у Пилата, снял Учителя с
креста, завернул Его в плащаницу и
с почестями похоронил в своей
собственной гробнице. Согласно
легенде, посох Иосифа пустил корни
и превратился в гластонберийский
боярышник, который до сих пор
цветет на Рождество и Пасху.
|