Главная

 

 Живописная Земля 

 Чудеса архитектуры   Империя вод  Загадки и символы   
  Ландшафты  Планеты     Мир легенд  
  Фотообои природы

        


Чудеса архитектуры 

 

   

СВЯТАЯ СОФИЯ: ВИЗАНТИЙСКОЕ ЧУДО

         Влияние этого колоссального храма на христианское и мусульманское зодчество трудно переоценить.

Святой Софии

 

           Внешние изменения. Синан не тронул внешний облик Св. Софии, но добавил четыре минарета, откуда муэдзины сзывали правоверных на молитву.

 

Храм Святой Софии, насчитывающий со дня основания 14 столетий (его греческое название — Айя София), был самым святым местом Константинополя (ныне Стамбул). Это колоссальное сооружение с полукуполами, контрфорсами и отдельно стоящими строениями, весьма удачно дополненное четырьмя стройными минаретами, по одному на каждом углу, возводилось как христианская церковь; позднее один из величайших архитекторов мира превратил его в мусульманскую мечеть.

Константинополь принял на себя роль защитника классической цивилизации после разграбления Рима вестготами в 410 году н. э. Византийские императоры стремились сделать свою столицу, расположенную на Босфоре, на перекрестке между Европой и Азией, религиозной, художественной и торговой столицей мира. В 532 году византийский император Юстиниан I, с именем которого связано немало внушительных по размерам архитектурных сооружений, приказал возвести в Константинополе храм Святой Софии.

Никто прежде не строил таких больших церквей. Юстиниан остановил выбор на двух архитекторах, Анфимии из Тралл и Исидоре из Милета, так как был уверен, что только люди, постигшие искусство математики, смогут рассчитать все углы и изгибы купола, определить напряжения и нагрузки и решить, как разместить контрфорсы и опоры. По повелению Юстиниана со всех концов империи — из Греции и Рима, из Турции и Северной Африки — везли для строительства лучшие материалы. Целой армии из 10 000 скульпторов, каменщиков, плотников, мастеров мозаики понадобилось пять лет, чтобы из красного и зеленого порфира, желтого и белого мрамора, золота и серебра создать самый грандиозный храм христианского мира. Говорят, что, войдя под его своды, император Юстиниан воскликнул: «Я превзошел тебя, Соломон!» Внутри церковь поражает мастерским использованием света и пространства: полы из гладкого мрамора; покрытые резьбой мраморные колонны столь разнообразных оттенков, что современник Юстиниана историк Прокопий Кесарийский сравнил их с ярким цветущим лугом. А сверху все это великолепие венчает изумительной красоты купол диаметром около 30 м, сложенный из особого кирпича, который привозили с греческого острова Родос. Сорок ребер расходятся от центра купола к его основанию, в котором прорезано 40 окон — пронизанные светом, они делают купол похожим на украшенную бриллиантами корону. Архитекторам надо было не только укрепить круглый купол на прямоугольном основании, но и создать конструкцию, выдерживающую его вес. Они решили эти нелегкие задачи, разместив вокруг купола меньшие по размеру полукупола, которые, в свою очередь, опираются на еще меньшие полукупола.

Храм оставался центром восточного христианского мира почти тысячу лет, но неудачи, с самого начала преследовавшие Святую Софию, не переставали обрушиваться на нее. Не прошло и 20 лет после окончания строительства, как церковь была повреждена землетрясением и ее частично перестроили. Постепенно расхищались и сокровища храма. В 1204 году направлявшиеся в Иерусалим участники четвертого крестового похода, враждебно настроенные к восточной, православной, церкви (разделение между Римом и Константинополем было окончательно оформлено в 1054 году), разграбили внутреннее убранство собора. Последняя христианская служба прошла в храме Святой Софии вечером 28 мая 1453 года, когда византийский император Константин XI со слезами на глазах принял причастие.

В XVI веке храм превратили в мечеть. Перестройкой руководил Синан-Паша (1489-1588), один из величайших архитекторов мусульманского мира, среди творений которого дворец Топкапи и мечети, построенные для султанов Сулеймана Великолепного и Селима II. Поскольку ислам запрещает изображение людей, Синан закрасил большинство фресок и мозаик.

С 1934 года храм Святой Софии утратил всякое религиозное значение. Но для многочисленных посетителей, которые приходят сюда каждый год, это по-прежнему духовный оазис в шумном городе. И хотя внутреннее убранство этой величественной постройки уже не поражает великолепием, архитектурный блеск остается прежним.

 

                                                                                                                                                                                                     Вверх



chydesa-sveta.ru © 2002–2024