Храм
Святой Софии, насчитывающий со дня
основания 14 столетий (его
греческое название — Айя София), был
самым святым местом
Константинополя (ныне Стамбул). Это
колоссальное сооружение с
полукуполами, контрфорсами и
отдельно стоящими строениями,
весьма удачно дополненное
четырьмя стройными минаретами, по
одному на каждом углу, возводилось
как христианская церковь; позднее
один из величайших архитекторов
мира превратил его в мусульманскую
мечеть.
Константинополь
принял на себя роль защитника
классической цивилизации после
разграбления Рима вестготами в 410
году н. э. Византийские императоры
стремились сделать свою столицу,
расположенную на Босфоре, на
перекрестке между Европой и Азией,
религиозной, художественной и
торговой столицей мира. В 532 году
византийский император Юстиниан I,
с именем которого связано немало
внушительных по размерам
архитектурных сооружений,
приказал возвести в
Константинополе храм Святой Софии.
Никто
прежде не строил таких больших
церквей. Юстиниан остановил выбор
на двух архитекторах, Анфимии из
Тралл и Исидоре из Милета, так как
был уверен, что только люди,
постигшие искусство математики,
смогут рассчитать все углы и
изгибы купола, определить
напряжения и нагрузки и решить, как
разместить контрфорсы и опоры. По
повелению Юстиниана со всех концов
империи — из Греции и Рима, из
Турции и Северной Африки — везли
для строительства лучшие
материалы. Целой армии из 10 000
скульпторов, каменщиков, плотников,
мастеров мозаики понадобилось
пять лет, чтобы из красного и
зеленого порфира, желтого и белого
мрамора, золота и серебра создать
самый грандиозный храм
христианского мира. Говорят, что,
войдя под его своды, император
Юстиниан воскликнул: «Я превзошел
тебя, Соломон!» Внутри церковь
поражает мастерским
использованием света и
пространства: полы из гладкого
мрамора; покрытые резьбой
мраморные колонны столь
разнообразных оттенков, что
современник Юстиниана историк
Прокопий Кесарийский сравнил их с
ярким цветущим лугом. А сверху все
это великолепие венчает
изумительной красоты купол
диаметром около 30 м, сложенный из
особого кирпича, который привозили
с греческого острова Родос. Сорок
ребер расходятся от центра купола
к его основанию, в котором
прорезано 40 окон — пронизанные
светом, они делают купол похожим на
украшенную бриллиантами корону.
Архитекторам надо было не только
укрепить круглый купол на
прямоугольном основании, но и
создать конструкцию,
выдерживающую его вес. Они решили
эти нелегкие задачи, разместив
вокруг купола меньшие по размеру
полукупола, которые, в свою очередь,
опираются на еще меньшие
полукупола.
Храм
оставался центром восточного
христианского мира почти тысячу
лет, но неудачи, с самого начала
преследовавшие Святую Софию, не
переставали обрушиваться на нее.
Не прошло и 20 лет после окончания
строительства, как церковь была
повреждена землетрясением и ее
частично перестроили. Постепенно
расхищались и сокровища храма. В 1204
году направлявшиеся в Иерусалим
участники четвертого крестового
похода, враждебно настроенные к
восточной, православной, церкви (разделение
между Римом и Константинополем
было окончательно оформлено в 1054
году), разграбили внутреннее
убранство собора. Последняя
христианская служба прошла в храме
Святой Софии вечером 28 мая 1453 года,
когда византийский император
Константин XI со слезами на глазах
принял причастие.
В
XVI веке храм превратили в мечеть.
Перестройкой руководил Синан-Паша
(1489-1588), один из величайших
архитекторов мусульманского мира,
среди творений которого дворец
Топкапи и мечети, построенные для
султанов Сулеймана Великолепного
и Селима II. Поскольку ислам
запрещает изображение людей, Синан
закрасил большинство фресок и
мозаик.
С
1934 года храм Святой Софии утратил
всякое религиозное значение. Но
для многочисленных посетителей,
которые приходят сюда каждый год,
это по-прежнему духовный оазис в
шумном городе. И хотя внутреннее
убранство этой величественной
постройки уже не поражает
великолепием, архитектурный блеск
остается прежним.
|