Около
2000 лет назад одна из малоизученных
южно-американских цивилизаций
создала эти загадочные
изображения. Просторы перуанской
пустыни Наска напоминают листы
огромного этюдника. Красные породы
пустыни украшают свыше 100
изображений известных растений и
животных, просто геометрических
фигур, а также россыпь непонятных,
не связанных друг с другом прямых
линий. Существует множество теорий,
объясняющих их смысл и отвечающих
на вопрос, зачем вообще они были
нарисованы, однако их истинное
предназначение до сих пор остается
совершенной загадкой.
Самое
большое в мире произведение
графического искусства охватывает
площадь в 520 км2 на территории Перу
между Андами и Тихим океаном.
Беглое упоминание о линиях Наска
встречается у испанских
исследователей XVI-XVII веков, однако
в основном они оставались
неизвестными окружающему миру до
20-х годов нашего века, когда Хулио
Телло, именуемый отцом перуанской
археологии, первым скопировал
здешние рисунки. Но они так и не
стали объектом серьезных
исследований, пока в Наска в 1941
году не отправился американский
археолог д-р Поль Косок из
Университета Лонг-Айленда. Позднее
немецкий математик и астроном д-р
Мария Райхе посвятила 40 лет
систематизации и описанию этих
начертаний и попыткам объяснить их
смысл.
Все
рисунки на территории пустыни
выполнялись одним и тем же
способом: поверхностный слой
красноватой породы непрерывной
линией процарапывался до
появления лежащей под ним бледно-желтой
породы. Судя по всему, делалось это
вручную.
Темы
рисунков можно подразделить на две
категории: это фигуры и линии,
причем последние либо парные, как
трамвайные пути, либо образуют
геометрические формы. И поскольку
во многих местах они прочерчены
поверх рисунков, очевидно, что
сперва были выполнены именно
рисунки. Это изображения листьев и
веток различных растений, фигур
животных и птиц, а также непонятных
существ, например человека с
головой совы и птицы с невероятно
длинной, как у змеи, шеей.
Линии
же настолько прямы, что возникает
предположение, что для их
проведения применялись шесты,
которые укладывались «на глазок».
Даже если это так, все равно
остается загадкой, как удалось
рисовальщикам так точно
придерживаться замысла и достичь
эффекта ровных линий на столь
больших расстояниях.
Датируются
рисунки Наска периодом между 500
годом до н. э. и 500 годом н. э.;
возможно, это произведения
индейцев наска, населявших районы
Перу до образования империи инков.
Наска были земледельцами и
обрабатывали плодородные равнины
вдоль тихоокеанского побережья
Перу. Они не оставили потомкам
никаких свидетельств
существования у них письменности:
все известные о них факты были
получены благодаря изучению мест
захоронений наска и обнаруженных в
них предметов.
Столь
отрывочные сведения о культуре
индейцев наска не объясняют, зачем
они с таким упорством
разрисовывали пустыню. По одной из
версий, линии были древними
магистралями, что мало вероятно,
поскольку многие из них неожиданно
обрываются на вершинах холмов.
Наиболее популярная гипотеза была
предложена д-ром Полем Косоком,
считавшим, что все эти фигуры и
линии представляют собой «крупнейшую
астрономическую книгу мира». Его
точку зрения разделяет и д-р Мария
Райхе. Она предположила, что эти
изображения показывали
расположение звезд и созвездий в
разные времена года и
использовались древними наска для
определения точного времени
вспашки, сева и других важных
этапов земледельческого цикла.
Клювы некоторых изображенных птиц,
например, указывают на точку
восхода солнца в день летнего
солнцестояния.
Тот
факт, что линии можно отчетливо
рассмотреть только с воздуха,
вызвал появление теории о том, что
во времена их создания индейцы
наска будто бы умели летать или по
крайней мере парить над землей. Но
хотя эта фантастическая идея не
столь уж и невероятна — на
гончарных изделиях встречаются
рисунки, изображающие нечто
среднее между воздушным змеем и
воздушным шаром, — она не объясняет,
зачем понадобились индейцам наска
эти рисунки и линии.
|