На
южном берегу реки Джамна
неподалеку от города Агра стоит
Тадж-Махал — наверное, самый
замечательный памятник
архитектуры в мире. Его силуэт
хорошо знаком и для многих стал
неофициальным символом Индии.
Своей славой Тадж-Махал обязан не
только прекрасной архитектуре, в
которой поразительным образом
сочетаются величие и изящество,
но и связанной с ним
романтической легенде. Мавзолей
был построен в XVII веке правителем
империи Великих Моголов Шах-Джаханом
в память о любимой жене, чья
смерть повергла его в безутешное
горе. Тадж-Махал -это
непревзойденный по красоте
символ преданной любви.
По
традиции, когда сюда приходят
влюбленные, женщина спрашивает
своего спутника: «Любишь ли ты
меня так же сильно, чтобы, если я
умру, воздвигнуть мне подобный
памятник?»
Шах-Джахан,
«повелитель мира» (1592-1666), правил
империей Великих Моголов с 1628 по
1658 год. Он был признанным
покровителем искусств, а также
строителем, и в период его
царствования империя достигла
политического и культурного
расцвета. Еще в 15 лет Шах-Джахан
встретил и полюбил Арджуманд Вану
Бегам, 14-летнюю дочь главного
министра его отца. Это была
красивая и умная девушка знатного
происхождения — по всем статьям
прекрасная партия для принца, но,
увы, его ждал традиционный
политический союз с персидской
принцессой. К счастью, законы
ислама позволяют мужчине иметь
четырех жен, и в 1612 году Шах-Джахан
женился на своей возлюбленной.
Свадебная церемония могла
состояться лишь при
благоприятном расположении звезд.
Поэтому Шах-Джахану и его невесте
пришлось дожидаться целых пять
лет, в течение которых они ни разу
не виделись. Вскоре после свадьбы
Арджуманд получила новое имя -
Мумтаз-Махал («избранница дворца»).
Шах-Джахан
прожил со своей любимой женой 19
лет, до 1631 года, вплоть до ее
смерти. Она умерла при родах
четырнадцатого ребенка. Горе
правителя было столь же
безграничным, как и его любовь.
Восемь дней он провел взаперти в
своих покоях, без еды и питья, а
когда наконец вышел, сгорбившийся
и постаревший, объявил во всех
своих владениях траур, во время
которого запрещалась музыка,
нельзя было носить яркую одежду,
украшения и даже употреблять
благовония и косметику. В память о
жене Шах-Джахан поклялся
построить усыпальницу, какой еще
не видывал мир. (Название, под
которым известен мавзолей, — Тадж-Махал
— это вариант имени Мумтаз-Махал.)
В
1632 году в столице империи Агре
начались работы, и в 1643-м было
закончено центральное здание
Тадж-Махала, мавзолей. Но это
всего лишь часть большого
комплекса, включающего сад, две
мечети и внушительные ворота,
которые сами по себе являются
прекрасным архитектурным
сооружением. В Тадж-Махале есть
надпись, согласно которой
строительство было завершено в 1648
году, но, судя по всему, и после
этой даты работа продолжалась еще
несколько лет.
Осуществить
столь грандиозный замысел за 20 с
небольшим лет — замечательное
достижение, но это стало
возможным потому, что Шах-Джахан
использовал все ресурсы своей
империи: на строительстве
трудилось около 20 000 рабочих,
более 1000 слонов доставляли мрамор
из каменоломни в 320 км от Агры.
Другие материалы — и мастера,
умеющие с ними работать, -
прибывали из гораздо более
отдаленных мест: малахит везли из
России, сердолик — из Багдада,
бирюзу — из Персии и Тибета.
Мавзолей
и две мечети из красного
песчаника по бокам от него
построены в вымощенном мрамором
парке. В узком бассейне, вдоль
которого растут темно-зеленые
кипарисы, как в зеркале
отражается мерцающий силуэт Тадж-Махала.
Большой купол, формой
напоминающий бутон цветка,
возносится ввысь, прекрасно
гармонируя с арками и другими,
меньшими куполами, а также с
четырьмя минаретами, которые
слегка отклоняются в стороны от
мавзолея, чтобы в случае
землетрясения они не обрушились
на него. Великолепие Тадж-Махала
подчеркивается игрой света,
особенно при восходе солнца и в
вечерних сумерках, когда белый
мрамор — то едва заметно, то
сильнее — окрашивается в
различные оттенки фиолетового,
розового или золотистого цветов.
А в дымке раннего утра словно
сотканное из кружева здание
кажется парящим в воздухе.
Если
снаружи Тадж-Махал поражает
идеальной симметрией, то внутри
восхищение вызывает тонкость
мозаичных украшений. Центральное
место в интерьере занимает
восьмиугольное помещение, где за
ажурной мраморной оградой,
инкрустированной драгоценными
камнями, стоят надгробия Шах-Джахана
и его жены. Снаружи все залито
ярким солнцем, а здесь на каждой
поверхности играет мягкий свет,
льющийся сквозь решетчатые окна и
ажурные мраморные перегородки, то
освещая, то постепенно скрывая в
тени узоры драгоценной
инкрустации.
Шах-Джахан
хотел построить для себя
усыпальницу из черного мрамора на
противоположном берегу Джамны,
соединив два мавзолея мостом,
символизирующим любовь, которая
переживет саму смерть. Но в 1657
году, прежде чем успели начаться
работы, правитель заболел, а через
год его жаждавший власти сын
Аурангзеб сверг его с престола.
Точно
неизвестно, где Шах-Джахан
находился в заточении. Наиболее
распространена легенда о том,
будто остаток жизни он провел в
Красном форте в Агре. После смерти
в 1666 году Шах-Джахан был похоронен
в Тадж-Махале, рядом с женой,
любовь к которой вдохновила его
на создание этого шедевра.
|