Вечная свобода. Священный город
Варанаси как магнитом притягивает
к себе индусов, поскольку смерть и
кремация в этом месте даруют
человеку мокша, или освобождение,
прерывая цикл реинкарнации. На
рассвете тысячи индусов
собираются на берегу реки, чтобы
совершить ритуальное омовение в
священных очищающих водах. Одни
паломники погружаются в воду по
плечи, стоя на ступеньках, ведущих
под воду, другие омывают в воде
только ступни. Женщины-индуски в
ярких сари делают реке подношения
в виде пищи и цветов. Они бросают в
воду ноготки и розовые лотосы,
Соблюдая ритуал, они складывают
ладони лодочкой и пьют из реки воду.
Затем, набрав воды в кувшины, несут
ее в храм, где совершают
религиозные обряды.
|
Для
индусов река Ганг олицетворяет
собой Гангу, богиню очищения. Когда-то
она текла только по небу, но была
низведена на землю по просьбе царя
Бхагирати, дабы оросить прах его
предков. Чтобы замедлить ее
падение, которое иначе смыло бы
людей с лица земли, ее принял на
свою голову бог Шива, и она стекла
вниз по его спутанным волосам. И
теперь каждый год паломники
совершают долгие и трудные
путешествия к Гангу в надежде, что
их грехи будут смыты, если они
искупаются в этой священной реке
или напьются ее воды. Многие
индуистские обычаи основываются
на убеждении, что сила — это жар, а
если сила несет в себе зло, то
охлаждение водой его нейтрализует.
Индусы также верят, что если они
будут кремированы на берегах Ганга,
а их пепел развеян над рекой, то
души их будут исключены из цикла
новых рождений и смогут достичь
рая, или нирваны.
Сверкающие
воды Ганга впервые появляются на
свет из Гомухка, далекой
ледниковой пещеры, находящейся у
подножия Гималаев. Здесь священная
индийская река называется
Бхагирати. Этот бурный поток течет
по ущелью через Гарвальские холмы,
мимо величественных сосен,
благоухающих гималайских кедров и
алых рододендронов к городу
Девапрайаг.
У
подножия горных хребтов бурные
воды Бхагирати сливаются с водами
медленно текущей реки Алакнанда,
чтобы превратиться в реку Ганг,
которая уже более спокойно
продолжает течение к городу
Хардвар, одному из самых священных
мест на реке. Здесь каждую весну
более 100 000 индусов празднуют
рождение богини-матери Ганги. Они
запускают крошечные кораблики из
листьев, которые наполнены
смоченными в ги (очищенном
топленом масле) и подожженными
лепестками ноготков.
Из
Хардвара Ганг продолжает свой путь
на восток к Аллахабаду, где
ненадолго сливается с рекой Ямуна.
Индусы считают, что Сангуми, место
слияния двух рек, тоже священно.
В
Варанаси, ранее называвшемся
Бенаресом, священнейшем городе на
Ганге и древнейшем в Индии, река
протекает мимо знаменитых гатов (прибрежных
ступеней, спускающихся к местам
для омовений), протянувшихся вдоль
берега на 3 км. Старые и больные
паломники надеются умереть в
Варанаси, поскольку именно здесь
богиня Ганга освобождает
индуистскую душу от утомительного
круговорота жизни — бесконечного
цикла перевоплощения душ. Тела
усопших сжигаются в погребальных
кострах, сложенных из сандалового
дерева. За кострами днем и ночью
следят домъц наследственные
служители крематория. Всю ночь они
без устали читают на берегу реки
древние пураны.
Сразу
за городом Патна река снова
поворачивает на юг. У плотины
Фаракка, там, где начинается дельта,
она вновь меняет название на
Бхагирати. Восточный рукав, по-прежнему
называемый Гангом, течет дальше по
территории Бангладеш, а у
западного рукава реки опять другое
название — Хугли. Вдоль берегов
Хугли, также считающейся священной
рекой, почти на 80 км раскинулся
крупнейший город Индии Калькутта с
городами-спутниками. Наконец этот
великий водный путь достигает
Бенгальского залива, где он
превращается во множество рукавов
дельты и болотистый Сан-дарбарнс.
При
длине 2500 км, Ганг не относится к
крупнейшим рекам мира. И Нил, и
Амазонка длиннее более чем в два
раза. Но ни одна река на свете не
была источником такого
вдохновения и объектом столь
трепетного почитания, как Ганг. Она
пробуждала творческую фантазию у
римских поэтов Вергилия и Овидия,
средневекового флорентийского
поэта Данте, а Александр
Македонский полагал, что здесь
проходит граница вселенной.
Англичанин сэр Джон Мандевиль,
считавшийся в средние века великим
путешественником (хотя во многих
его сочинениях рассказывалось о
мифических местах), написал в
заметках «Путешествия сэра Джона
Мандевиля», опубликованных в 1356
году, что Ганг вытекает из рая, а в
гравии, выстилающем русло реки,
есть золото. Несомненно, индусы
считают, что воды реки дают им
возможность достичь нирваны,
обрести вечное блаженство.
|