Главная

 

 Живописная Земля 

 Чудеса архитектуры   Империя вод  Загадки и символы   
  Ландшафты  Планеты     Мир легенд  
  Фотообои природы

        


Империя вод

 

СВЯЩЕННАЯ РЕКА ГАНГ

          Хотя могучая река Ганг сильно загрязнена, для индусов нет на свете более святой воды. Она может смыть земные грехи с души паломника, а на пороге смерти избавить его от изнурительного цикла реинкарнации.

Ганг

 

            Величественная мощь. У подножия холмов Девапрайага сливаются воды рек Бхагирати и Алакнанда, образуя собственно Ганг. Здесь гаты обнесены крепкими цепями, за которые молящиеся могут держаться, смывая свои грехи в быстро текущих водах.

 

 

            Вечная свобода. Священный город Варанаси как магнитом притягивает к себе индусов, поскольку смерть и кремация в этом месте даруют человеку мокша, или освобождение, прерывая цикл реинкарнации. На рассвете тысячи индусов собираются на берегу реки, чтобы совершить ритуальное омовение в священных очищающих водах. Одни паломники погружаются в воду по плечи, стоя на ступеньках, ведущих под воду, другие омывают в воде только ступни. Женщины-индуски в ярких сари делают реке подношения в виде пищи и цветов. Они бросают в воду ноготки и розовые лотосы, Соблюдая ритуал, они складывают ладони лодочкой и пьют из реки воду. Затем, набрав воды в кувшины, несут ее в храм, где совершают религиозные обряды.

 

Для индусов река Ганг олицетворяет собой Гангу, богиню очищения. Когда-то она текла только по небу, но была низведена на землю по просьбе царя Бхагирати, дабы оросить прах его предков. Чтобы замедлить ее падение, которое иначе смыло бы людей с лица земли, ее принял на свою голову бог Шива, и она стекла вниз по его спутанным волосам. И теперь каждый год паломники совершают долгие и трудные путешествия к Гангу в надежде, что их грехи будут смыты, если они искупаются в этой священной реке или напьются ее воды. Многие индуистские обычаи основываются на убеждении, что сила — это жар, а если сила несет в себе зло, то охлаждение водой его нейтрализует. Индусы также верят, что если они будут кремированы на берегах Ганга, а их пепел развеян над рекой, то души их будут исключены из цикла новых рождений и смогут достичь рая, или нирваны.

Сверкающие воды Ганга впервые появляются на свет из Гомухка, далекой ледниковой пещеры, находящейся у подножия Гималаев. Здесь священная индийская река называется Бхагирати. Этот бурный поток течет по ущелью через Гарвальские холмы, мимо величественных сосен, благоухающих гималайских кедров и алых рододендронов к городу Девапрайаг.

У подножия горных хребтов бурные воды Бхагирати сливаются с водами медленно текущей реки Алакнанда, чтобы превратиться в реку Ганг, которая уже более спокойно продолжает течение к городу Хардвар, одному из самых священных мест на реке. Здесь каждую весну более 100 000 индусов празднуют рождение богини-матери Ганги. Они запускают крошечные кораблики из листьев, которые наполнены смоченными в ги (очищенном топленом масле) и подожженными лепестками ноготков.

Из Хардвара Ганг продолжает свой путь на восток к Аллахабаду, где ненадолго сливается с рекой Ямуна. Индусы считают, что Сангуми, место слияния двух рек, тоже священно.

В Варанаси, ранее называвшемся Бенаресом, священнейшем городе на Ганге и древнейшем в Индии, река протекает мимо знаменитых гатов (прибрежных ступеней, спускающихся к местам для омовений), протянувшихся вдоль берега на 3 км. Старые и больные паломники надеются умереть в Варанаси, поскольку именно здесь богиня Ганга освобождает индуистскую душу от утомительного круговорота жизни — бесконечного цикла перевоплощения душ. Тела усопших сжигаются в погребальных кострах, сложенных из сандалового дерева. За кострами днем и ночью следят домъц наследственные служители крематория. Всю ночь они без устали читают на берегу реки древние пураны.

 

Сразу за городом Патна река снова поворачивает на юг. У плотины Фаракка, там, где начинается дельта, она вновь меняет название на Бхагирати. Восточный рукав, по-прежнему называемый Гангом, течет дальше по территории Бангладеш, а у западного рукава реки опять другое название — Хугли. Вдоль берегов Хугли, также считающейся священной рекой, почти на 80 км раскинулся крупнейший город Индии Калькутта с городами-спутниками. Наконец этот великий водный путь достигает Бенгальского залива, где он превращается во множество рукавов дельты и болотистый Сан-дарбарнс.

При длине 2500 км, Ганг не относится к крупнейшим рекам мира. И Нил, и Амазонка длиннее более чем в два раза. Но ни одна река на свете не была источником такого вдохновения и объектом столь трепетного почитания, как Ганг. Она пробуждала творческую фантазию у римских поэтов Вергилия и Овидия, средневекового флорентийского поэта Данте, а Александр Македонский полагал, что здесь проходит граница вселенной. Англичанин сэр Джон Мандевиль, считавшийся в средние века великим путешественником (хотя во многих его сочинениях рассказывалось о мифических местах), написал в заметках «Путешествия сэра Джона Мандевиля», опубликованных в 1356 году, что Ганг вытекает из рая, а в гравии, выстилающем русло реки, есть золото. Несомненно, индусы считают, что воды реки дают им возможность достичь нирваны, обрести вечное блаженство.

                                                                                                                                                                                                     Вверх



chydesa-sveta.ru © 2002–2024