В
центре разрушенного города Шиз,
построенного в эпоху Сасанидов,
находится большое озеро диаметром
100 м. Монголы называли этот город
Сатурик, а теперь он известен под
именем Тахт-и-Сулейман («Трон
Соломона»). Сильная минерализация
воды в озере, которое считали
бездонным, привела к тому, что в
течение тысячелетий там
образовались наслоения,
сформировавшие вокруг озера
каменные отвесные стены-борта. Это
искусственное ложе уходит вглубь
на 40 м.
В
доисламские времена таинственное
и прекрасное озеро и его
окрестности считались главной
религиозной святыней Ирана. В 1959
году благодаря раскопкам,
проведенным немецким
Археологическим институтом, было
установлено, что Тахт-и-Сулейман
был священным центром
зороастризма. Эта древняя религия
основывается на вере в вечную
борьбу между богом-созидателем и
духом зла.
Три
мага, или волхва, которые, как
считается, пришли из иранского
Севеха в Вифлеем, чтобы
поклониться младенцу Иисусу, были,
вероятно, зороастрийскими жрецами
(изначально магами назывались
представители одного из северо-западных
иранских племен). Отсюда
происходит и слово «магия»,
которым когда-то описывали
религиозные церемонии
зороастрийцев.
Взаимосвязь
Тахт-и-Сулеймана и зороастризма -важное
звено, соединяющее несколько тысяч
нынешних приверженцев этой
религии с их прошлым. Зороастрийцы
покинули Персию в VIII веке, спасаясь
от религиозных преследований
мусульман. Контакты со своими
иранскими сторонниками они сумели
восстановить лишь в XV веке. Сегодня
их называют парсами (персами) и
живут они в основном в Пакистане и
Индии. Однако их последователи
разбросаны по всему миру.
История
Тахт-и-Сулеймана тесно связана с
возникновением зороастризма, с
жизнью древних основателей Ирана -
ариев (слово «Иран» переводится
как «земля ариев»). Арии
поклонялись силам природы, в
первую очередь огню и воде как их
божественным проявлениям. Поэтому
местность вокруг Тахт-и-Сулеймана,
где соседствуют два мощных
природных феномена — вулканы и
термальные озера, питаемые ключами,
была для них особенно
привлекательной.
Приблизительно
в 600 году до н.э. арийский жрец
Заратуштра (называемый по-гречески
Зороастр), считавший себя пророком,
попытался реформировать
религиозные догматы и
многочисленный пантеон ариев.
Порвав с ортодоксальными
верованиями, Заратуштра основал
свою собственную религию -
зороастризм. В новой религии
имелись начала монотеизма:
Заратуштра считал повелителя
мудрости Ахура-Мазду верховным
богом, которому помогали менее
важные божества. Его борьба с
демоном зла — Ангро-Майнью — должна
была в конце концов завершиться
победой добра и мудрости.
Заратуштра учил, что человек сам
должен решить, чью сторону он
примет в этой схватке, и что душу
человека ждет Страшный суд в
загробном мире.
Новая
религия вобрала в себя несколько
важных элементов старой. Священным
остался символ Ахура-Мазды — огонь.
Его поддерживали и в храмах, и в
домашнем очаге. Зороастрийцы также
делали все возможное, чтобы
избежать осквернения стихий. Это
наглядно подтверждается их
отношением к погребению мертвых.
Умерших
запрещено было закапывать в землю,
дабы ее не загрязнять. Нельзя было
и сжигать тела — во избежание
осквернения огня. Вместо этого
зороастрийцы строили большие,
круглые, облицованные камнем башни,
называемые дахме — «башни
безмолвия». Обнаженные тела
выкладывались наверху.
Слетавшиеся грифы оставляли после
себя лишь кости, а солнечные лучи «забирали
души умерших на небо». Этот ритуал
парсы соблюдают и сегодня.
В
III веке н. э. к власти в Иране пришла
династия Сасанидов. При шахе
Ардашире I, который принадлежал к
жреческому сословию, зороастризм
стал государственной религией.
Почти
в каждом городе, деревне или
провинции древнего Ирана
поддерживался священный огонь. Его
божественное пламя горело в храме
Огня поселения Тахт-и-Сулейман. В
наши дни развалины этого храма
отражаются в водах озера, вокруг
которого стоял древний город.
Шах
из династии Сасанидов Хосров I (513-579
годы н. э.) перестроил храм Огня и
возвел город в уже хорошо
известном религиозном центре.
Несколько ранее вырос дворец в
Ктесифоне, на реке Тигр. Это был
фантастический дворец, народная
молва считала его делом рук
джиннов. Затем Хосров I построил
Тахт-и-Сулейман как место
паломничества и поклонения богам.
Планы Хосрова I отличались особым
блеском. В Тахт-и-Су-леймане была
проложена дорога для процессий,
которая шла прямо от великолепного
входа у главных ворот до храма Огня
и далее до озера. После
величественной церемонии
коронации, проходившей в Ктесифоне,
шахи Сасаниды отправлялись на
поклонение к Тахт-и-Сулейману,
чтобы получить божественное
благословение перед алтарем
Царского огня.
Однако
Хосров I не мог предвидеть, что
случится в скором будущем. В 624 году
Тахт-и-Сулейман был разграблен
монголами, и хотя позже они его
восстановили, он никогда уже не
возвратил себе былой славы.
Царский огонь был погашен.
Арабские завоеватели ввели другую
государственную религию — ислам. В
конце концов это великолепнейшее
святилище окончательно пришло в
упадок и превратилось в развалины.
|