Ослепительная
вершина горы Арарат, постоянно
покрытая сверкающим снегом,
взмывает к небесам подобно
прекрасной птице с серебряным
клювом. Пик, который местные жители
называют Агри-Даги — «гора
страданий», — возвышается в своем
одиноком великолепии над равниной
реки Араке, удивительным образом
контрастируя с пыльным, суровым
ландшафтом. Однако гора Арарат
больше знаменита не природной
красотой симметричных, обманчиво
пологих склонов со сверкающим
гребнем, а ассоциациями с
библейским сказанием, согласно
которому она первой появилась из
убывающих вод Всемирного потопа и
стала безопасным причалом для
Ноева ковчега.
Гора
Арарат — это, в сущности, две горы,
расположенные в 11 км друг от друга
и связанные зубчатым хребтом:
Большой Арарат, высотой 5137 м — самая
высокая гора в Турции, — и Малый
Арарат, возвышающийся на 3896 м над
уровнем моря. Обе они имеют
вулканическое происхождение и
состоят из слоев пепла и лавы, хотя
ни на одной из вершин не осталось
даже признаков кратера. Однако
склоны их до сих пор покрыты
небольшими конусами и трещинами,
что обычно связывают с
вулканической активностью. Многие
камни в основании долины также
частично состоят из
вулканического пепла.
Верхние
и нижние участки склонов в
основном бесплодны и голы.
Несмотря на то что линия снегов
опускается до отметки 4420 м,
влаги на склонах недостаточно, и
редкие березы — единственная
прижившаяся здесь растительность.
В средней части склона, на высоте
от 1500 до 3500 м, почва более
плодородна, и курдские крестьяне
пасут там овец. Других животных в
горах встречается не так много,
хотя в начале XIX века их, несомненно,
было гораздо больше и, по
свидетельству английского
дипломата Джеймса Мориера, здесь
водились даже «медведи, небольшие
тигры, рыси и львы». Во времена
средневековья на склонах горы,
вероятно, обитали дикие кошки и
змеи, что и породило легенды о
драконах. Однако яркие рассказы
местных жителей о будто бы
водящихся в этих местах маленьких
снежных червях, способных
заморозить большую чашу щербета,
так и не были подтверждены фактами.
Эти
легенды о фантастических
чудовищах создавали Арарату
репутацию непокоряемой вершины.
Пугающая мистическая аура, а также
реальные опасности — снежные
обвалы, густые туманы, камнепады и
внезапные резкие перепады
температур — делали эту гору
неприступной вплоть до 1829 года,
когда 37-летний немецкий профессор
Иохан Якоб фон Паррот с третьей
попытки достиг ее вершины. Он
отметил свое достижение, установив
там деревянный крест. За ним
последовали другие, и среди них — в
1876 году — английский ученый и
государственный деятель Джеймс
Брайс. Когда он посмотрел с вершины
горы на распростершуюся внизу
долину, которой в течение многих
веков владели цари, шахи и султаны,
его охватило чувство причастности
к истории, и он произнес: «Если и в
самом деле человек впервые вступил
здесь на землю... более
впечатляющего центра вселенной и
представить нельзя».
Арарат
вошел в анналы истории благодаря
Библии. Господь Бог, возмущенный
злодеяниями рода человеческого,
решил истребить все живое на Земле,
кроме праведника Ноя и его семьи.
В
Библии нет точных указаний, к какой
именно горе на древней земле
Арарата причалил ковчег. Согласно
древним сказаниям армян и персов
из восточной Турции, ковчег
приплыл к горе Агри-Даги. Армяне
считали, что они были первыми, кто
заселил Землю после Всемирного
потопа, а персы называют земли в
окрестностях горы Арарат «колыбелью
человечества».
Первые
упоминания о ковчеге датируются V
веком до н. э., когда халдейские (вавилонские)
жрецы якобы соскребали смоляное
покрытие с найденных ими обломков.
Средневековые путешественники
возвращались, повествуя о том, что
видели остатки ковчега, в
последующих столетиях о нем
появляются все новые и новые
свидетельства. Даже Брайс
обнаружил то, что он считал
обломками ковчега: «Среди глыб
лавы — выструганный кусок дерева
длиной 1 м 20 см и шириной 12,5 см». В 1916
году русский пилот, облетавший
гору, сообщил о том, что видел
остатки большого корабля.
Император Николай II послал туда
экспедицию, участники которой
вернулись с записями и
фотографиями. Но все материалы
исчезли во время революции.
В
результате изучения деревянных
обломков, а также определения
возраста смолы выяснилось, что они
по времени не могут относиться к
поре Великого потопа. По одной из
версий, эти обломки — то, что
осталось от разрушенного в 1840 году
землетрясением монастыря.
Убедительных доказательств
существования Ноева ковчега все
еще не найдено. Несмотря на это,
Арарат продолжает восхищать всех,
кому посчастливится увидеть эту
гору во всей ее красоте и
великолепии. Как писал Джеймс
Мориер в 1818 году, «Арарат — это
совершенство... гармония царит там
повсюду».
|