Главная

 

 Живописная Земля 

 Чудеса архитектуры   Империя вод  Загадки и символы   
  Ландшафты  Планеты     Мир легенд  
  Фотообои природы

        


Ландшафты Планеты

 

   

АРАРАТ: ГОРА СТРАДАНИЙ

          Гора Арарат оставалась непокоренной до XIX века, так как монахи считали, что никто не должен пытаться достичь "священной вершины", где, по преданию, покоились остатки Ноева ковчега.

Арарат

 

           Нежный гигант. Один из эпитетов, которыми награждали Арарат, относится к его размерам: "Армянский гигант". Гора доминирует над местностью и своей высотой и размерами — 40 км в окружности. Она не только прекрасна, но и приносит большую пользу окружающим ее землям. Талая вода свободно стекает с вершин по склонам, превращая эту часть Анатолийской равнины, расположенную рядом с границами Турции, Ирана и Армении, в плодородные угодья.

Ослепительная вершина горы Арарат, постоянно покрытая сверкающим снегом, взмывает к небесам подобно прекрасной птице с серебряным клювом. Пик, который местные жители называют Агри-Даги — «гора страданий», — возвышается в своем одиноком великолепии над равниной реки Араке, удивительным образом контрастируя с пыльным, суровым ландшафтом. Однако гора Арарат больше знаменита не природной красотой симметричных, обманчиво пологих склонов со сверкающим гребнем, а ассоциациями с библейским сказанием, согласно которому она первой появилась из убывающих вод Всемирного потопа и стала безопасным причалом для Ноева ковчега.

Гора Арарат — это, в сущности, две горы, расположенные в 11 км друг от друга и связанные зубчатым хребтом: Большой Арарат, высотой 5137 м — самая высокая гора в Турции, — и Малый Арарат, возвышающийся на 3896 м над уровнем моря. Обе они имеют вулканическое происхождение и состоят из слоев пепла и лавы, хотя ни на одной из вершин не осталось даже признаков кратера. Однако склоны их до сих пор покрыты небольшими конусами и трещинами, что обычно связывают с вулканической активностью. Многие камни в основании долины также частично состоят из вулканического пепла.

Верхние и нижние участки склонов в основном бесплодны и голы. Несмотря на то что линия снегов опускается до отметки 4420 м, влаги на склонах недостаточно, и редкие березы — единственная прижившаяся здесь растительность. В средней части склона, на высоте от 1500 до 3500 м, почва более плодородна, и курдские крестьяне пасут там овец. Других животных в горах встречается не так много, хотя в начале XIX века их, несомненно, было гораздо больше и, по свидетельству английского дипломата Джеймса Мориера, здесь водились даже «медведи, небольшие тигры, рыси и львы». Во времена средневековья на склонах горы, вероятно, обитали дикие кошки и змеи, что и породило легенды о драконах. Однако яркие рассказы местных жителей о будто бы водящихся в этих местах маленьких снежных червях, способных заморозить большую чашу щербета, так и не были подтверждены фактами.

 

Эти легенды о фантастических чудовищах создавали Арарату репутацию непокоряемой вершины. Пугающая мистическая аура, а также реальные опасности — снежные обвалы, густые туманы, камнепады и внезапные резкие перепады температур — делали эту гору неприступной вплоть до 1829 года, когда 37-летний немецкий профессор Иохан Якоб фон Паррот с третьей попытки достиг ее вершины. Он отметил свое достижение, установив там деревянный крест. За ним последовали другие, и среди них — в 1876 году — английский ученый и государственный деятель Джеймс Брайс. Когда он посмотрел с вершины горы на распростершуюся внизу долину, которой в течение многих веков владели цари, шахи и султаны, его охватило чувство причастности к истории, и он произнес: «Если и в самом деле человек впервые вступил здесь на землю... более впечатляющего центра вселенной и представить нельзя».

Арарат вошел в анналы истории благодаря Библии. Господь Бог, возмущенный злодеяниями рода человеческого, решил истребить все живое на Земле, кроме праведника Ноя и его семьи.

В Библии нет точных указаний, к какой именно горе на древней земле Арарата причалил ковчег. Согласно древним сказаниям армян и персов из восточной Турции, ковчег приплыл к горе Агри-Даги. Армяне считали, что они были первыми, кто заселил Землю после Всемирного потопа, а персы называют земли в окрестностях горы Арарат «колыбелью человечества».

Первые упоминания о ковчеге датируются V веком до н. э., когда халдейские (вавилонские) жрецы якобы соскребали смоляное покрытие с найденных ими обломков. Средневековые путешественники возвращались, повествуя о том, что видели остатки ковчега, в последующих столетиях о нем появляются все новые и новые свидетельства. Даже Брайс обнаружил то, что он считал обломками ковчега: «Среди глыб лавы — выструганный кусок дерева длиной 1 м 20 см и шириной 12,5 см». В 1916 году русский пилот, облетавший гору, сообщил о том, что видел остатки большого корабля. Император Николай II послал туда экспедицию, участники которой вернулись с записями и фотографиями. Но все материалы исчезли во время революции.

В результате изучения деревянных обломков, а также определения возраста смолы выяснилось, что они по времени не могут относиться к поре Великого потопа. По одной из версий, эти обломки — то, что осталось от разрушенного в 1840 году землетрясением монастыря. Убедительных доказательств существования Ноева ковчега все еще не найдено. Несмотря на это, Арарат продолжает восхищать всех, кому посчастливится увидеть эту гору во всей ее красоте и великолепии. Как писал Джеймс Мориер в 1818 году, «Арарат — это совершенство... гармония царит там повсюду».

                                                                                                                                                                                                     Вверх



chydesa-sveta.ru © 2002–2024