В
4 км от северного побережья Крита, в
глубине острова, стоит древний
город Кносс. Он был центром одной
из великих цивилизаций, возникших
в доисторическое время на берегах
Эгейского моря. Согласно легенде, в
Кносском дворце жили царь Минос и
его дочь Ариадна. Подыскивая
определение для открытой им
культуры, британский археолог
Артур Эванс остановился на слове «минойская».
С тех пор и люди, жившие в Кноссе,
называются минойцами.
Есть
основания полагать, что минойцы
прибыли на Крит примерно за 7000 лет
до н.э. Возможно, они были выходцами
из Малой Азии (теперь Турция), но
точных данных об этом нет.
Великолепие минойских дворцов (один
из них был построен в Фесте, на юге
острова, а другой — в Маллии, на
северном побережье) указывает на
то, что это был богатый и, вероятно,
могущественный народ. А отсутствие
каких-либо значительных
оборонительных сооружений
позволяет предположить, что люди
здесь были миролюбивы. Количество
и размеры дворцовых хранилищ
свидетельствуют о важном месте,
которое в жизни минойцев занимала
торговля. Кнос-ские росписи -
особенно замечательна фреска,
изображающая атлета, делающего
сальто на спине быка, -
свидетельствуют о том, что здесь
проводились спортивные состязания.
К
концу 3 тысячелетия до н.э. минойцы
построили несколько великолепных
дворцов. Все они были разрушены
землетрясением, а затем
восстановлены на прежнем месте. На
протяжении последующего
тысячелетия Кносс бурно
развивался, а минойское влияние
распространялось на другие
эгейские государства. Наивысшего
расцвета минойская цивилизация
достигла около 1500 года до н. э.
Развалины дворца царя Миноса в
Кноссе являют собой
неопровержимое доказательство
художественного, архитектурного и
инженерного мастерства этого
островного народа.
Разрушительное
извержение вулкана на соседнем
острове Санторин превратило Кносс
в руины. В результате минойскому
влиянию пришел конец. Лишь в начале
XX века благодаря масштабным
археологическим раскопкам мир
смог увидеть великолепный
Кносский дворец.
Это
громадное для того времени
сооружение состоит из царских
покоев и служебных помещений,
кладовых и купален, коридоров и
лестниц, которые хаотично
группируются вокруг
прямоугольного внутреннего двора.
Их
расположение делает понятным,
почему легенду о Минотавре,
томящемся в лабиринте, стали
связывать с этой беспорядочно
созданной постройкой. В отличие от
древних греков минойцы не владели
искусством симметрии. Создается
впечатление, что крылья, залы и
портики их дворцов были зачастую
просто «прилеплены» к тому месту,
где они были нужны, вопреки законам
гармонии.
Тем
не менее каждое жилое помещение
было прекрасно в своей
завершенности. Многие из них
украшались искусными фресками с
изображениями изящных фигур,
благодаря чему мы можем заглянуть
в жизнь минойского двора. На
фресках стройные юноши в юбках
занимаются спортом; кулачным боем
и прыжками через быка.
Жизнерадостные девушки со
сложными прическами также
изображены прыгающими через быка.
Минойцы были искусными резчиками,
кузнецами, ювелирами и гончарами.
В
царские покои попадали по большой
лестнице, отличающейся
изысканностью и вкусом. Черные и
красные сужающиеся книзу колонны
обрамляют световую шахту, которая
не только освещает расположенные
внизу покои, но и является своего
рода «кондиционером»,
обеспечивающим естественную
вентиляцию дворца. Когда теплый
воздух поднимался вверх по
лестнице, можно было открывать и
закрывать двери Царского зала,
чтобы регулировать поток более
холодного и наполненного
ароматами дикого тимьяна и лимона
воздуха, поступавшего с внешней
колоннады. Зимой двери закрывались
и в покои для обогрева приносили
переносные печи.
Западное
крыло — это церемониальный и
административный центр дворца. Три
каменных колодца у западного входа
использовались в религиозных
церемониях, когда кровь и кости
жертвенных животных вместе с
подношениями (в основном это были
мед, вино, масло и молоко)
возвращались земле, из которой они
появились. Наибольшей роскошью в
западном крыле отличался Тронный
зал, в котором и сейчас стоит
гипсовый трон с высокой спинкой,
охраняемый расписными грифонами. В
зале могло разместиться примерно 16
человек, пришедших на аудиенцию к
царю. Перед входом в зал стоит
большая порфировая чаша,
поставленная сюда Артуром Эвансом,
который считал, что минойцы
использовали ее в ритуале очищения,
прежде чем войти в святая святых
дворца. Установка чаши -это один из
мелких эпизодов в удивительной
истории реконструкции Кносского
дворца в том виде, в каком он
существовал за 1500 лет до Рождества
Христова. Археолог хотел
воссоздать образ золотого века
древней культуры.
|