Воспроизведение
спиралей и лабиринтов относится к
самым древним творениям
человеческих рук, это первые
картины, рисующие не события -
сцены охоты или битвы, — а идеи. Они
появились одновременно в
различных частях света, на больших
расстояниях друг от друга, так что
их возникновение нельзя объяснить
взаимовлиянием культур.
Изображения лабиринтов,
относящиеся к одному времени, были
обнаружены в Северной Америке,
Индии и на Суматре, а также на
территории Европы.
У
всех народов они ассоциировались с
религиозными понятиями смерти и
возрождения, поэтому и заняли
основное место в ритуалах,
призывающих весеннее плодородие
на смену долгой зимней смерти
солнца. Одни -ранние обитатели
южной части Европы — вырезали
изображения лабиринтов на камнях
гробниц и монументов. Другие,
например жители Скандинавии,
строили настоящие лабиринты.
Проходы таких лабиринтов обычно
обкладывали дерном или валунами и
использовали в ритуальных танцах
во время весеннего солнцестояния.
Самый
знаменитый лабиринт западного
мира — это лабиринт царя Миноса на
Крите, в котором некогда, согласно
мифу, обитал Минотавр — получеловек-полубык.
Афинский герой Тесей прошел через
лабиринт и убил Минотавра.
Раскопки Кносского дворца на Крите
не обнаружили и намека на лабиринт.
В то же время были получены явные
свидетельства существования
культа быка, эмблемой которого
служил двуглавый топор, или lahrys,
от названия которого, возможно, и
произошло слово «лабиринт».
Самый
ранний из когда-либо сооружавшихся
лабиринтов неизвестен. В V веке до н.
э. древнегреческий историк Геродот
писал об огромном здании в
Файюмском оазисе в Египте,
построенном в 1800 году до н. э.,
возможно, Аменемхетом III и
известном как Лабиринт. Хотя это
сооружение предназначалось для
развлечений и состояло из 12
двориков и множества помещений,
которые соединялись между собой
извилистыми коридорами, не похоже,
чтобы оно и в самом деле было
задумано как лабиринт.
Одно
из древнейших изображений
лабиринта на севере Европы,
относящееся примерно к 2500 году до н.
э., представляет собой тройную
спираль, высеченную на внутренней
стене захоронения Нью-Грейндж в
ирландском графстве Мит.
С
конца XII века лабиринты начали
появляться в европейских церквах,
на плитках церковного пола. Такие
рисунки встречаются во многих
кафедральных соборах
средневековой Франции, в том числе
в городах Байё, Амьен, Шартр и Сан. В
христианских церквах напольные
изображения лабиринтов стали
неотъемлемой частью епитимьи,
когда раскаивающийся грешник
должен был пройти на коленях по
всем изгибам и поворотам лабиринта.
Такая епитимья налагалась на тех,
кто не мог совершить паломничество
к святым местам, и называлась
«дорога в Иерусалим».
Использовались
лабиринты и в народных ритуалах,
уходящих корнями в языческие
обряды плодородия. В Англии
выложенные из дерна лабиринты,
например Юлианова беседка в
Алкборо, использовались во время
пасхальных и майских празднеств.
Цепочка молодых мужчин и женщин
сперва закручивалась к центру, а
затем снова раскручивалась, такие
танцы были популярны чуть ли не до
середины XIX века.
Начиная
с XVI века по Европе прокатилась
волна увлечения садовыми
лабиринтами. Стенами лабиринтов
служили высокие живые изгороди.
Сегодня крупнейший в мире лабиринт,
впервые открытый в 1978 году,
находится в Лонглит-Хаусе,
графство Уилтшир.
|