Могучие
вершины Гималаев находятся в зоне
вечных снегов. Днем их белоснежные
шапки искрятся в лучах яркого
солнца. На закате вершины
окрашиваются в нежный красный цвет
и на розовых гребнях гор можно
наблюдать причудливую игру света и
тени. Когда приходит ночь,
островерхие черные вершины
вырисовываются на фоне иссиня-черного
звездного неба. Гималаи — не только
одно из красивейших мест,
сотворенных природой. Это -
священная земля, место, где, по
преданиям, обитают буддийские и
индуистские божества. Когда-то эти
горы были неодолимой преградой
между государствами,
расположенными к югу от них, и
сказочно богатыми городами,
лежащими к северу, на Великом
Шелковом пути, — Самаркандом,
Бухарой, Кашгаром и Котаном.
На
Земле нет больше гор, подобных
центральноазиатским. Здесь
встречаются шесть горных систем,
образуя вдоль северной границы
Индийского субконтинента дугу
шириной 160-240 км. Крупнейшая горная
система из шести — Гималаи (что
переводится с санскрита как «обитель
снега»). От холодной белой пирамиды
Намча-Барва в лесах северного
Ассама на востоке они тянутся на
запад вдоль границы Тибетского
нагорья через Бутан, Сикким, Непал
и Ладакх. Наконец они оканчиваются
в Пакистане мощным западным
бастионом Нанга-Парбат. Общая их
протяженность равна примерно 2400 км.
Вершины южных Сиваликских гор (Предгималаев)
поднимаются над уровнем моря
максимум на 1520 м. На севере они
граничат с Малыми Гималаями,
средняя высота которых равна 4570 м.
Большие
Гималаи — это основа всей системы.
Максимальной высоты они достигают
на территории Непала. Там на
небольшом пространстве находятся 9
из 14 высочайших вершин, в том числе
Эверест (8846 м), Канчен-джанга (8598 м) и
Аннапурна (8078 м). К северу от
Больших Гималаев находится горный
хребет, называемый Тефией или
Тибетскими Гималаями, который
граничит на севере с огромным
Тибетским нагорьем.
Окаменевшие
скелеты рыб и других морских
животных, обнаруженные в Гималаях,
свидетельствуют о том, что эти
гигантские горы были когда-то
морскими отложениями. В период
между 570 и 65 миллионами лет назад
они были дном древнего Тефийского
океана. Когда Индийская
тектоническая плита, дрейфуя на
север, столкнулась с Азиатским
материком, вверх взметнулась
Гималайская горная цепь.
Геологи
установили, что возникновение
Гималайских гор проходило по
меньшей мере в три этапа. Первыми,
около 38 миллионов лет назад,
образовались Большие Гималаи.
Затем, между 26 и 7 миллионами лет
назад, возникли Малые Гималаи. На
третьем этапе, около 7 миллионов
лет назад, появились Сиваликские
горы. Движение на стыке двух
тектонических плит — это
непрерывный процесс. За последние
полтора миллиона лет горы выросли
на 1370 м.
В
индуистской мифологии этот регион
называется Девиабхуни — страной
богов. На вершине Гауришанкар жил
великий бог Шива со своей женой
Деви, дочерью Химавата, который сам
является персонификацией Гималаев.
Шива — один из верховных богов,
входящих в божественную триаду,
«хозяин животных». Поэтому вполне
логично, что из его жилища,
находящегося среди вечных снегов
Гималаев, вытекают животворные
воды трех великих рек Азии — Инда,
Брахмапутры и Ганга.
Шива
и его жена — не единственные
божества, населяющие Гималаи. И
индуистские, и буддийские легенды
повествуют о том, что в центре
Земли стоит гора Меру, вокруг
которой вращаются Солнце, Луна и
звезды. Индусы отождествляют с
Меру гору Кайлас в Тибетских
Гималаях. Здесь живет Кубера — бог
богатства, хозяин земных сокровищ
и повелитель сверхъестественных
существ, называемых якшами. На Меру
живет и Индра, главнейший из ранних
индуистских богов, — громовержец,
дающий дождь и оплодотворяющий
землю.
Религиозными
ассоциациями руководствовался и
первый упомянутый в хрониках
путешественник по Гималаям.
Китайский монах Фа Сянь пришел
сюда в 400 году н. э. в поисках
религиозной истины. Самая старая
точная карта этих мест была
составлена в 30-х годах XVIII века
французским географом Жаном
Батистом Бургиньон д'Арвилем,
который, впрочем, не смог правильно
определить высоту многих горных
вершин. В начале XIX века англичане,
охотники на крупных животных,
отправлялись сюда из Индии на
поиски тигров и медведей.
Возвращаясь с Гималаев, они
пересказывали местные легенды о
странных следах на снегу. Это было
первым намеком на существование
«снежного человека».
В
50-х годах XIX столетия высочайшая
вершина мира была известна на
Западе просто как Пик XV. Индийцы
называли его Сагарматха -
«небесная вершина», а для тибетцев
это была Джомолунгма — «мать-богиня
земли». Эверестом ее в 1862 году
назвали англичане в честь сэра
Джорджа Эвереста, генерал-губернатора
Индии, который шестью годами ранее
возглавил экспедицию,
занимавшуюся нанесением на карту
Гималайских гор.
К
концу XIX века Тибет и Непал закрыли
свои границы для европейцев. И хотя
в 1921 году Далай-лама разрешил одной
экспедиции посетить страну, у нее
хватило времени лишь на то, чтобы
добраться до подножия Эвереста и
нанести на карту его нижние склоны.
Членом этой экспедиции был Джордж
Мэллори, который тремя годами
позже предпринял отчаянную
попытку восхождения на высочайшую
вершину мира.
Мэллори,
возглавивший экспедицию 1924 года» и
его товарищ Эндрю Ирвин, возможно,
были первыми людьми, которые
стояли на вершине Эвереста. Во
всяком случае, они находились в
непосредственной близости от пика,
когда их накрыло облако. После
этого они исчезли из поля зрения
своих коллег, наблюдавших за ними
снизу, и больше их никто никогда не
видел. Первое достоверное
покорение Эвереста осуществила
британская экспедиция во главе с
Джоном Хантом 30 лет спустя.
Последний штурм был предпринят
новозеландцем Эдмундом Хиллари и
непальским шерпом Норгеем
Тенцингом. Позже Хиллари написал, о
чем он думал, стоя там, где до него,
как было известно, не стоял ни один
человек: «Моим первым чувством
было облегчение — не надо больше
пересекать никакие хребты, не надо
больше мучиться, карабкаясь по
горам и надеясь на успех. Я
посмотрел на Тенцинга... и он был не
в силах скрыть свою заразительную
восторженную улыбку».
Альпинисты
продолжают штурмовать высочайшую
вершину, однако до сих пор лишь
примерно четыремстам из них
удалось постоять на «крыше мира».
Гималаи вообще, а Эверест особенно,
тщательно оберегают свои секреты.
Они и в наши дни остаются
единственным в своем роде снежным
царством — обителью богов. Со
временем же может выясниться, что
это и дом «снежного человека».
|