Когда
английский писатель Джеймс Хилтон
придумал название Шангри-Ла для
неведомой страны, где
разворачивается действие его
приключенческого романа «Потерянный
горизонт», он даже не подозревал,
что подарил своему родному языку
новое слово, которое быстро войдет
в обиход как синоним прекрасной
утопии. Роман, опубликованный в 1933
году, настолько захватил
воображение людей, что они
поверили в реальность Шангри-Ла и
ее утопического общества.
Маленькая
страна, куда попали в романе два
потерпевших аварию летчика,
располагалась в недоступном для
исследователей районе Тибета. Там
на вершине высокой горы стоял
ламаистский монастырь, где обитали
50 буддийских монахов (лам),
проводивших время в поисках знаний
и занятиях искусством. Во главе их
стоял Верховный лама, который
открыл секрет долголетия и умел
предсказывать будущее. Согласно
одному из его пророчеств, в будущем
его стране предстояло многое
претерпеть, в том числе и нападения
варваров.
Руководствуясь
принципом умеренности во всем,
ламы управляли общиной из 1000
местных жителей, в которой царили
мир и согласие. Обитали они в
раскинувшейся у подножия горы
плодородной долине. Здесь на
относительно небольшом участке
земли, около 20 км в длину и 5 км в
ширину, выращивались самые
разнообразные культуры, а
залегавшая тут же в долине
золотоносная жила давала средства
для приобретения любых товаров,
которые нельзя было производить в
Шангри-Ла. Однако никому из
посторонних не разрешалось
входить в счастливую долину, и для
совершения сделок местные жители
встречались с торговцами в
установленных местах за ее
пределами.
Сама
идея Шангри-Ла совсем не нова — во
многих восточных культурах
существовали легенды о затерянном
земном рае. Еще в ранних буддийских
писаниях упоминается земля Чанг-Шамбала,
считавшаяся источником древней
мудрости. Некогда вера в такое
реальное воплощение идеалов
добродетели была распространена
очень широко — в Китае существовало
предание о скрытой в глубине
Куньлуньских гор долине, где в
совершенной гармонии живут
бессмертные, а индийцы искали к
северу от Гималаев обитель «совершенных
людей» под названием Калапа. В
России, особенно среди
старообрядцев, большой
популярностью пользовалось
предание о Беловодье. Считалось,
что добраться до этой страны, где
вдали от мира жили святые
праведники, можно было, следуя по
пути отступления татар в Монголию.
В тибетских и в монгольских
легендах также есть упоминания о
земном рае.
Если
бы страна Шангри-Ла была не мифом, а
реальностью, то одним из наиболее
вероятных мест для нее был бы Тибет.
Его духовный и светский правитель -
Далай-лама — живет в своем
монастыре-крепости в Лхасе (с 1904
года объявленной «закрытым
городом» для европейцев). Как
известно, недоступное манит и
будоражит воображение, поэтому
неудивительно, что Лхаса, где
довелось побывать лишь немногим
европейцам, со временем стала
восприниматься на Западе как
страна чудес, К тому же буддийские
монахи и мистики в сознании
европейцев традиционно наделялись
сверхъестественными силами.
Считалось, например, что
последователи учения «лунг гон»
могут преодолевать силу земного
притяжения и, уменьшив собственный
вес, перемещаться в пространстве с
удивительной скоростью.
По
свидетельству английской
путешественницы Александры Дэвид-Нил,
в начале века прожившей в Тибете 14
лет, она видела ламу, который
передвигался с невероятной
скоростью, но при этом даже не
бежал: «Казалось, он просто
поднимался над землей, перемещаясь
большими прыжками, отскакивая от
земли, как мячик». Когда же
англичанка попыталась остановить
монаха и выяснить разгадку чуда,
местный спутник удержал ее от
опрометчивого шага, объяснив, что
внезапное прерывание медитации
почти наверняка убьет ламу.
Схожие
наблюдения можно найти и у
русского путешественника и
художника Николая Рериха, который
много раз бывал в Тибете и описал
увиденное в книге под названием «Шамбала»,
изданной в 1930 году. Хилтон
наверняка воспользовался этой
работой, а также записями Дэвид-Нил,
когда писал роман «Потерянный
горизонт», а Шангри-Ла стала его
синонимом Шамбалы. В романе
английского писателя Эдварда
Бульвер-Литтона «Грядущая раса»
(1871) также описывается
расположенный в глубине земли мир,
населенный высшей расой вриля..
Идея
господствующей расы, наделенной
мистическими силами и
сверхъестественными
возможностями, оказалась
привлекательной как для
оккультистов, так и для нацистов, в
самых низких целях устремившихся
искать тайную обитель. Но им не
суждено было ее достигнуть, и
Шангри-Ла так и остается мечтой о
царстве блаженного покоя, где
исполняются все человеческие
желания.
|