У
склонов гор Пинд, расположенных на
западной оконечности фессалийской
равнины в самом центре северной
Греции, возвышаются 24 гигантские
перпендикулярные скалы. Эти
монолиты, отточенные ветром и
дождем до причудливых форм,
отзываются эхом на пение и молитвы
религиозного братства. Начиная с IX
века монахи-аскеты избрали для
себя суровую жизнь на вершинах
этих древних скал.
Скалы
Метеоры состоят из смеси песчаника
и обломочной горной породы. Это
отшлифованные водой каменные
осколки, склеенные естественным
цементирующим материалом. Они
сформировались около 60 миллионов
лет назад и служили каменистым
дном моря, которое было в то время
на месте современной фессалийской
равнины. Затем в этом районе
произошли значительные сдвиги
земных пластов, в результате
которых морское дно поднялось и
превратилось в плато, а в толстом
слое песчаника появились
многочисленные линии разломов. В
результате воздействия на
песчаник воды, ветра и перепадов
температур образовались огромные
каменные столбы с горизонтальными
бороздами, размытыми, по
утверждениям геологов, водами
доисторического моря.
В
V веке до н. э. древнегреческий
историк Геродот, основываясь на
преданиях местных жителей,
утверждал, что фессалийская
равнина когда-то была затоплена
морем и окружена каменистыми
берегами, Если это так, то, по-видимому,
в конце последнего ледникового
периода, примерно в VIII веке до н. э.,
произошло наводнение. Однако ни
у Геродота, ни у других греческих
авторов не встречается упоминаний
о скалах Метеоры.
Первыми
на Метеоре поселились отшельники,
искавшие укрытия от ветра и дождя в
углублениях и расщелинах на
вершинах скал. Некоторые скалы
достигали высоты 330 м. Их крутизна
отпугивала посетителей, за
исключением разве что самых
отчаянных, и отшельники могли без
всяких помех предаваться
размышлениям и созерцанию. Вначале
они вели уединённый образ жизни,
встречаясь только по воскресеньям
и праздникам для совершения
богослужения и молитвы в часовне.
К
XIV веку восьмисотлетнее
владычество Византийской империи
над северной Грецией пошатнулось
вследствие того, что ему стали все
чаще угрожать набегами сербские
князья и турки, боровшиеся за
контроль над плодородной
фессалийской равниной. Особенно
страдали от этого мирные
монастырские общины, и в 1344 году
Афанасий Койновитис из общины,
располагавшейся на горе Афос,
повел группу своих последователей
на Метеору. В период с 1356 по 1372 год
Койновитис построил Большой
Метеорский монастырь на вершине
Широкой скалы, в идеальном для
монахов месте: там они чувствовали
себя в полной безопасности от
политических потрясений,
поскольку могли контролировать
все подходы к монастырю. Добраться
до него можно было только по
длинной лестнице, которую они
убирали при малейшей угрозе.
В
XV и XVI веках немногие имевшиеся на
Метеоре жилища уже не вмещали всех
желающих найти там убежище и были
выстроены новые, более совершенные
помещения. Лестницу тоже заменили
устройством из сети и каната, оно
поднималось воротом, закрепленным
на деревянной площадке на вершине
скалы. Но для того, чтобы им
воспользоваться, надо было иметь
крепкие нервы.
Один
русский религиозный деятель,
посетивший эти места в 1896 году, так
описывает свое путешествие в этой
сетке: то был «мучительный подъем,
канат постоянно раскачивался в
разные стороны, и я вместе с ним,
пока наконец-то не оказался
наверху». Но и тогда его испытания
не закончились, потому что «...меня
уронили, когда тянули к деревянной
платформе, и я оказался прямо над
бездной. Я в ужасе закрыл глаза и
чуть было не потерял сознание».
Сейчас для того, чтобы добраться до
вершины, надо подняться по 115
вырубленным в скале ступеням, что
все-таки чуть менее опасно.
В
1517 году монахи Нектариос и Феофан
построили монастырь, который
назвали Варлаамским в честь монаха,
избравшего в XIV веке это место
своим убежищем. Среди основных
обрядов их ордена были ночные
бдения и истязания плоти.
И
хотя сам монастырь выглядит очень
строго и скромно, часовни украшены
фресками. На фресках, выполненных в
1548 году Франко Кателлано в часовне
Всех Святых, изображены сцены из
жизни Иисуса Христа и Девы Марии.
Фрески, а также прекрасная
настенная живопись в монастыре Св.
Николая кисти Феофана Грека — это
яркие образцы художественного
стиля и техники росписи
византийской эпохи.
С
XIII по XVI век на Метеоре, несмотря на
недостаток места, были выстроены 24
монастыря, на территории каждого
из них помещались одно-два
строения, в которых располагались
монашеские кельи, трапезная,
церковь или часовня, а кое-где и
библиотека. Сейчас — за исключением
пяти монастырей — все они
необитаемы.
Геологические
особенности Метеоры, религиозное
прошлое этих мест, имеющее особую
притягательную силу, и послужили
причиной того, что сейчас Метеора
перестает быть духовным
прибежищем. Она все больше и больше
превращается в музей, привлекающий
ежегодно тысячи туристов, и
молодые монахи и монахини уже не
хотят селиться в ее монастырях, да
и старшее поколение покидает их,
чтобы найти уединение где-нибудь в
другом месте.
|