О
сотворении Адама и Евы,
последующем грехопадении и
изгнании из созданного для них
Богом рая повествуется в начале
Книги Бытия, первой книги
Священного Писания иудеев и
христиан. Эта история райского
сада — Эдема, описанная в Библии,
веками пленяла воображение
художников и поэтов, пытавшихся
хотя бы на холсте и бумаге
воссоздать образ утраченного
блаженства.
Обычно
Эдемский сад представляли в виде
закрытого, замкнутого
пространства, что может
объясняться его греческим
названием paradisos, которое
буквально означает «огороженный
участок земли». Основываясь на
этих скудных сведениях, богословы
и толкователи Писания, а также
поэты и художники пытались
воссоздать образ Эдема, нередко
прибегая при этом к заимствованиям
из иных преданий о земном рае.
Вероятно,
древнейшее из них — шумерское -
относится ко II тысячелетию до н. э.
Описанная в нем обитель богов
Дильмун располагалась там, где
восходит солнце. Жизнь в этом раю, «куда
не доносился вороний грай», была
свободна от печали, болезней и
старости. Но более конкретное
упоминание о чудесном саде (хотя
следует отметить, что оно больше
напоминает «сад Божий» из книги
пророка Иезекииля, чем Эдемский
сад из Книги Бытия) есть в
шумерском эпосе «Сказание о
Гильгамеше». Там главный герой
Гильгамеш во время своих
странствий попадает в
расположенный на вершине горы «сад
богов», где ветви деревьев и
кустарников блестят драгоценными
камнями — листья их были из
лазурита, а плоды из сердолика.
Из
небиблейских источников
наибольшее влияние на поздние
христианские образы рая оказали
творения поэтов античности. В VIII
веке до н. э. Гомер воспел блаженную
страну Элизиум, простирающуюся на
самом краю земли.
Влияние
творений Гомера и Гесиода, а также
более поздних римских поэтов
Вергилия и Овидия прослеживается в
образах райского сада со времен
раннего христианства вплоть до
эпохи Ренессанса и даже позднее.
Например, в эпическом шедевре «Потерянный
рай» английского поэта Джона
Мильтона (1608-1674) содержится
подробное описание рая,
изобилующее многими живописными
подробностями. Поэт поместил его
на окруженное крепостной стеной
плато, расположенное на вершине
обрывистой, скалистой горы,
поросшей лесом. Добраться туда
можно лишь по крутой извилистой
тропе. Зато путника, совершившего
нелегкое восхождение, встречает
благоухание мирта, лимонной мяты и
сладкое пение птиц. В саду повсюду
растут тенистые деревья, текут
ручьи и бьют красивые фонтаны,
готовые в любой момент утолить
жажду.
Идея
вечного праздника чувств также
является одной из определяющих
черт мусульманского рая Джанна,
который, в отличие от Эдемского
сада, расположен скорее на небе,
чем на земле. Согласно Корану, в
загробной жизни праведники
наслаждаются в тенистых садах, где
растут пальмовые и гранатовые
деревья, с источниками, фонтанами и
прудами.
Если
в исламском мире больше занимались
воссозданием райских садов на
земле по образу Джанны, то
христианские ученые в средние века
были одержимы поисками настоящего
Эдемского сада. Одни считали, что
он был уничтожен во время Великого
потопа, другие же настаивали на том,
что райский сад уцелел, поскольку
располагался на горе.
Весьма
популярной в те времена была
гипотеза, в соответствии с которой
райский сад находился где-то на
Востоке, на волшебном острове,
причем излюбленным местом у
сторонников этой версии был Цейлон
(Шри-Ланка) в Индийском океане.
Когда же Христофор Колумб пришел к
выводу, что Земля — не плоская, а
имеет форму груши, некоторые тут же
поместили рай на ее черешок.
Со
временем на карте Земли оставалось
все меньше белых пятен, но следов
рая обнаружить не удавалось, и
ученые вновь обратились к Библии в
поисках более точных координат.
Очевидно, начать следовало с
Месопотамии (древнее название
Ирака), поскольку там протекают
Тигр и Евфрат — две из четырех рек,
упоминаемых в Книге Бытия. Однако
территория Месопотамии весьма
велика, а отыскать две другие
библейские реки, Фисон и Гихон,
которые помогли бы определить
местоположение рая, так и не
удалось.
Делались
попытки связать с райским садом
Иерусалим и расположенный там же
холм Голгофа, где был распят Иисус,
которого Церковь называет Вторым
или Новым Адамом, опираясь на слова
апостола Павла, считавшего Адама
прообразом грядущего Спасителя.
Сторонникам этой версии хотелось
верить, что искупительная смерть
Христа произошла на том же месте,
где первый человек лишился
блаженства и был изгнан из рая, что,
разумеется, было бы в высшей
степени символично.
Однако
все это были лишь догадки и
предположения, и, разуверившись в
поисках рая на земле, христиане
воспользовались примером
мусульман и попытались воссоздать
его. При этом они, конечно,
опирались не на Коран, а на Библию и
античные источники. Так в XVI и XVII
веках в крупных университетских
центрах Падуе, Оксфорде, Париже и
других европейских городах
появились прекрасные ботанические
сады, отчасти воплотившие
вековечную мечту человечества о
земном рае.
|