Главная

 

 Живописная Земля 

 Чудеса архитектуры   Империя вод  Загадки и символы   
  Ландшафты  Планеты     Мир легенд  
  Фотообои природы

        


Чудеса архитектуры

 

   

КОПАН: КОРОЛЕВСКИЙ ГОРОД В ДЖУНГЛЯХ

 

После того как в Х веке Копан был покинут жителями, о нем забыли на 500 лет. Он стал добычей наступающих джунглей. Некогда прекрасный город, даже в руинах, считается вершиной достижений майя.

Копан

 

          Древняя игра в мяч. Копанское поле для игры в мяч находится в обрядовом центре города. Здесь состязались команды, игроки которых бедрами, коленями и головами (без участия рук и ступней) стремились попасть мячом по одной из выступающих голов попугаев ара.

 

 

             Выразительный идол. Древнейшим стелам Копана 1500 лет. Это скульптурные изображения важных персон. Глифы на спинах идолов сообщают подробности биографий изображенных людей.

 

В дождливую зиму 1839 года американский путешественник Джон Ллойд Стивене и английский художник Фредерик Катервуд добрались до просвета в густом тропическом лесу, где их взору предстал древний город майя Копан. Разросшиеся джунгли поглотили многие здания и стерли очертания уцелевших. Подземные толчки и причуды погоды не пожалели город. Его постепенно удушали ползучие растения и разрушали корни деревьев. Кроме того, на протяжении 1000 лет его размывала река Копан.

Грандиозные развалины этого королевского города находятся в центральной части долины реки Копан в Гондурасе, в нескольких километрах от гватемальской границы. На протяжении классического периода майя, приблизительно с 250 по 900 год н. э., здесь была резиденция 16 правителей, приходивших на смену друг другу. Вместе с придворными жрецами и знатью они управляли многочисленным народом, состоявшим из художников, торговцев, ремесленников и крестьян.

Стивене и Катервуд были не первыми путешественниками, которых заинтересовал Копан. В XVI веке, через пять с лишним веков после того, как город обезлюдел, испанские колонисты упоминают о нем в своих записях. А в 1834 году гватемальское правительство выделило деньги на изучение древних развалин. Однако труд именно этих двух людей привлек к древнему городу внимание на Западе. Они купили этот участок земли у владевшего им фермера за 50 долларов и начали исследовать и описывать свои находки. Стоя по щиколотку в грязи и надев на руки перчатки, защищающие от вездесущих москитов, Катервуд дни напролет рисовал развалины.

В пору своего расцвета это был богатый город, его жители активно вели торговлю на всей территории майя. Пирамиды, храмы, дворы и другие сооружения главного комплекса сгруппированы вокруг четырех больших площадей, вымощенных некогда ровными, белыми гипсовыми плитами. Здания, выстроенные из андезита, зеленоватого вулканического камня, часто были украшены расписанными лепными рельефами. Следы краски на стенах и скульптурах указывают на то, что все основные строения на площадях и скульптуры Копана были когда-то ярко раскрашены.

Вокруг четырех главных площадей возвышаются ступенчатые, пирамидальной формы дворцы и храмы.

Длинные крутые лестницы поднимаются к храмам, стоящим на вершинах пирамид. Самая большая лестница, называемая Иероглифической, состояла первоначально из 72 ступеней. Ширина каждой из них была 16 м, а высота — 45 см. Тонкая резьба на подступнях всех ступеней повествует о жизни правителей Копана, от первых императоров-воинов до создателя лестницы, известного под именем Дымчатый Панцирь, который взошел на трон в 749 году н. э. Эта непрерывная надпись, состоящая приблизительно из 1250 тщательно вырезанных на камне пиктограмм или глифов, — самая длинная из когда-либо найденных на развалинах поселений майя в Центральной Америке. В XIX веке Иероглифическая лестница почти полностью обрушилась. Время пощадило лишь 30 ступеней, они остались на своих местах, большая же часть находится в реставрации.

Ученым удалось расшифровать имена и время правления императоров Копана благодаря скрупулезному анализу резных изображений на главной лестнице, стенах и алтарях. Был обнаружен ключ к дальнейшим разгадкам тайны напоминающих столбы колонн со скульптурными изображениями, которые императоры Копана воздвигали в собственную честь. Они представляют собой скульптурные портреты правителей, превышающие натуральную величину. Фигуры облачены в парадные одежды и украшены символами власти. Семь колонн, каждая высотой в 3,4 м, первоначально стояли на главной площади.

Всего в городе и вокруг него их 38, некоторые установлены в соответствии с расположением звезд. Майя считали, что вся жизнь подчиняется законам движения планет. Сложная и изощренная календарная система частично основывалась на циклах Венеры, что позволило с абсолютной точностью установить годы, месяцы и дни событий, запечатленных на пиктограммах. Числа в этой календарной системе изображались в виде горизонтальных черточек, точек и ракушек.

Примерно после 900 года н. э. люди покинули город. Наполовину законченные резные украшения, обнаруженные в городе, говорят о том, что это произошло неожиданно. Сегодня потомки майя живут в соседнем городе Копан-Руинас. Вот так, бок о бок, сосуществуют прошлое и настоящее.

                                                                                                                                                                                                     Вверх



chydesa-sveta.ru © 2002–2024