Главная

 

 Живописная Земля 

 Чудеса архитектуры   Империя вод  Загадки и символы   
  Ландшафты  Планеты     Мир легенд  
  Фотообои природы

        


Чудеса архитектуры 

 

   

ИЕРУСАЛИМ: ГОРОД, ИЗБРАННЫЙ БОГОМ

          Евреи, христиане и мусульмане заполняют древние улицы Иерусалима, города — символа их общего наследия и центра яростной борьбы.

    <<<< Незабываемое зрелище. Гора Сион влечет к себе и туристов, и верующих, особенно на Пасху, в день Святой Троицы и на праздник Кущей. Успенский монастырь стоит на том самом месте, где, по преданию, скончалась Дева Мария. Внутри он украшен великолепными мозаиками, а в память вечного упокоения Богородицы там воздвигнут склеп. В соседнем здании находятся три христианские святыни: помещение, в котором происходила Тайная вечеря, комната, в которой Иисус после трапезы омыл ноги своих учеников, и могила царя Давида.
    Огненный ритуал. Самый яркий момент празднования Пасхи в иерусалимском храме Гроба Господня — это появление «святого огня'>, который греческий православный патриарх выносит верующим. Собравшиеся ожидают этого момента с факелами и свечами и впадают при виде «святого огня» в религиозный экстаз. >>>>

В Иерусалиме, внутри стен Старого города, вновь отстроенного 400 лет назад турецким султаном Сулейманом Великолепным, находятся три главных святыни трех основных монотеистических религий: Западная стена (больше известная как Стена плача), храм Гроба Господня и Куббат ас-Сахра. Великие религии — иудаизм, христианство и ислам — сходятся в этом древнем городе.

Иерусалим был размером чуть больше крошечного горного поселка, стоящего в иудейской пустыне, когда Давид в 1005 году до н. э. отбил его у иевусеев и провозгласил столицей Израильского царства, которое в результате простерлось от Красного моря на юге до реки Евфрат на севере. Когда сын Давида Соломон построил внутри городских стен первый храм и поместил там на хранение каменные скрижали с Десятью заповедями, данными Богом Моисею, Иерусалим стал священным для еврейского народа.

В 587 году до н. э. город был осажден Навуходоносором, правителем величайшей империи в Западной Азии. Он разрушил храм Соломона и пленил евреев, уведя их в свою столицу Вавилон. Еврейские изгнанники, вернувшиеся через некоторое время в Иерусалим, вновь отстроили храм - это было приблизительно в 520 году до н. э. Он простоял более 500 лет, пока Израилем правили сменявшие друг друга иностранные властители. В 19 году до н. э. храм был вновь перестроен, на сей раз Иродом Великим, имя которого навечно связано с событием, названным в Евангелии «избиением младенцев». Согласно Писанию, он приказал истребить целое поколение младенцев мужского пола, поскольку прослышал о рождении ребенка, которому было предназначено стать Царем Иудейским. Этот храм простоял вплоть до 70 года н. э., а потом был разрушен римлянами в отместку за восстание, поднятое против них евреями.

Сегодня все, что осталось от храма Ирода, - это Западная стена, которая для иудеев является самым священным местом на Земле. Ее более известное название «Стена плача» происходит от еврейской традиции оплакивания судьбы еврейских изгнанников и разрушенного храма. Во время молитвы у дорогих сердцу камней многие молящиеся закладывают записки с просьбами к Богу в щели стены и как бы внутрь самого священного храма.

Они верят, что их молитвы напрямую вознесутся к Богу, а просьбы будут исполнены.

Район горы Мория, где Соломон построил первый храм, столь же священен и дорог для мусульман, как и для евреев. Пророк Мухаммад (570-632) всего лишь шесть лет как умер, когда в 638 году исламский вождь, халиф Омар, завоевал город и провозгласил его священной территорией ислама. На вершине горы есть место, где скальные породы высотой 4 м обнажены. Говорят, что с этого места Мухаммад в сопровождении Архангела Гавриила взошел на небо по лестнице из света, чтобы получить указания для выполнения своей земной миссии. Мусульмане верят, что, когда наступит конец света, трубный глас возвестит об этом именно с этой скалы.

Над скалой возвышается мечеть Куббат ас-Сахра, мусульманская святыня, древнейший из существующих исламских храмов и третий по значимости, после Мекки и Медины. Симметричное восьмиугольное здание мечети, увенчанное сверкающим куполом, было построено в 687-691 годах н. э. Его внешние и внутренние формы соответствуют строгим правилам гармонии и пропорций. Несущие стены снизу украшены мрамором, а сверху облицованы глазурованными изразцами. Первоначально купол мечети Куббат ас-Сахра — а для многих это самая главная городская достопримечательность — был построен из дерева и обшит листами чистого золота. Современный купол, изготовленный из сплава алюминия и золота и украшенный изречениями из Корана, был сооружен в 1963 году.

История храма Гроба Господня, стоящего на том месте, где Иосиф Аримафейский похоронил Иисуса в могиле, высеченной в скале, восходит к 135 году н. э., когда римский император Адриан сровнял Иерусалим с землей и построил на его месте храм, посвященный Венере, Когда в 326 году н. э. Елена (впоследствии Св. Елена). мать первого императора-христианина Константина Великого, совершила свое историческое паломничество в Иерусалим, с помощью греческого епископа Макария она обнаружила под храмом Венеры могилу. Констангин разрушил языческий храм и повелел построить базилику — группу зданий, вписавшихся в прямоугольный каркас. Центром этого комплекса, освященного в 335 году н. э., стал Круглый храм, внутри которого была заключена могила Христа.

На мозаике VI века, обнаруженной в 1884 году в Иордании, в церкви селения Мадаба, имеется древнейший из дошедших до нас план Иерусалима, на котором указано местоположение базилики Константина. Немного выше расположен храм Гроба Господня, а рядом свободное пространство, помеченное крестом, — это Голгофа. В XII веке основные христианские святыни оказались под одной крышей. Крестоносцы возвели на этом месте великолепную церковь в романском стиле, объединившую их. Церковь была освящена в 1149 году. Нынешний храм Гроба Господня, выстроенный после землетрясения 1927 года, -точная копия того, который был возведен крестоносцами.

Сегодня Иерусалиму приходится нелегко под тяжестью исторического прошлого. Священный город раздирают религиозные и политические распри. Этот великий город стал одновременно и символом величия, и яблоком раздора.

                                                                                                                                                                                                     Вверх



chydesa-sveta.ru © 2002–2024